Go to mobile version

You are viewing the community [info]ru_bykov

Дмитрий Быков, писатель и журналист
сообщество читателей, слушателей, зрителей
Дмитрий Быков // "Сноб", №9(36), ноябрь 2011 года 
7th-Nov-2011 11:34 am
wilmersdorf



КТО ПРОТИВ НАС?

В сентябре этого года на сайте проекта «Сноб» появилась колонка «Толоконные лбы» – о том, каково современное состояние православия в России. Два месяца спустя наступило время подвести итоги разразившейся полемики и найти ответы на возникшие вопросы

Еще Гилберт Кит Честертон замечал: люди предпочитают говорить о футболе, хотя по-настоящему интересно только о Боге. Но о Боге почему-то нельзя – слишком много табу. Дотабуировались до того, что разговор о главном вообще считается неприличным.

1.

Тема оказалась горячей. Но, снявши голову, о прическе не пекутся: раз я разворошил некое гнездо колонкой «Толоконные лбы», то уходить от дальнейшей дискуссии было бы нечестно. У нас и так уже все новости, за отсутствием политики, иссяканием культуры и разъездом науки, переместились в пресловутый футбол. Странно, что при этом и Бог вдруг оказался табу – точней, он приватизирован. Думать и говорить о нем, оказывается, имеют право не все. Мне об этом напомнили в большинстве негативных (были и позитивные, и даже преобладали) отзывов на колонку. Не имеет права интеллигенция судить о Церкви! Один персонаж, на которого не стоило бы обращать внимания, будь он просто городским сумасшедшим (но он финансовый аналитик, хозяин венчурной компании – жрица, Постум, и общается с деньгами!), высказывается с похвальной юродивой прямотой: «Если ты “интеллигенция” светская, так по церковным делам всегда молчи – хотя бы из вежливости, чтобы не обидеть случайно. Особенно в России, особенно после уничтожения Церкви большевиками». Или еще откровеннее, в «Снобществе»: «А критиковать Церковь – дело самой Церкви, и уж никого со стороны – особенно если это специалисты вроде г-на Быкова. Никакие попытки обновления Православия не нужны. Все, что ни делает Церковь, замечательно. У Православия не было никаких пороков». На случай если читателю придет охота иметь дело с этим защитником традиции – его фамилия Громковский, и для защиты своей деловой репутации он сделал, по-моему, все возможное.

Не уточняется, однако, кто является внешним по отношению к Церкви и потому не имеет права судить о ней. Для Бога мертвых нет, не то что внешних, – кто это умудрился выпасть из его юрисдикции? Кажется, внутренними – или своими, или воцерковленными – расплывчато называют тех, кто «живет церковной жизнью», то есть активно участвует в делах прихода? Регулярно исповедуется и причащается? Но в Евангелии об этом ничего не сказано, и само понятие внешних там отсутствует. Только ли священнослужители имеют право судить о положении дел в Церкви и о ее роли в обществе? Но тогда почему сами эти священнослужители берутся судить обо всем, от механизмов передачи власти до насилия над младшими? (Впрочем, в тандемном исполнении между этими темами в самом деле есть какое-то сходство.)

Здесь, собственно, и обнаруживается главное противоречие современной политики и риторики РПЦ – противоречие, которого ее наиболее агрессивные адепты, кажется, не сознают, иначе с чего бы так подставляться? Речь идет о странном сочетании агрессии с аутизмом, или, вернее, экспансии с эзотерикой: оба слова начинаются на «э» – э, сказали мы с Петром Иванычем! – но этим сходство исчерпывается. Когда речь идет о том, чтобы отстоять христианские добродетели, встать на защиту невинно оклеветанных или просто напомнить о «милости к падшим», Церковь предпочитает в государственные дела не вторгаться и всячески подчеркивает свою изолированность, смиренную самоустраненность от них. Когда происходит передача власти, Церковь считает своим долгом заявить устами Всеволода Чаплина [1] (chapelain Chaplin, sorry for pun), что никогда и нигде еще передача власти не совершалась с таким добротолюбием и мирностью. Давеча на культурном конгрессе в Баку, на дискуссии о месте традиции в постмодернистском мире, выступало много народу, в том числе приглашенный из Москвы православный священнослужитель. Угадайте, кто – единственный из выступающих! – сослался на чудесную, глубокую речь азербайджанского президента Ильхама Алиева. Откуда это начальстволюбие, это непременное, органическое чинопочитание?! Разумеется, Церковь не ответчица за одного начальстволюбивого попа, и даже за Всеволода Чаплина, но хоть кто-то из церковных публицистов или спикеров, ляпнувших очевидную глупость или бестактность, мог быть за это время если не наказан, то хоть деликатно осажен? Так ведь нет! – осаживают только тех, кто прославился в качестве яркого публициста и успешного катехизатора, за высказывания типа «Россия так и осталась языческой страной» (не хочу называть имен, чтобы не усугубить неприятности, причиненные этим людям).

На Украине церковные иерархи вступились за арестованную Юлию Тимошенко, выражали даже готовность взять ее на поруки; где в России голос хоть одного православного священника, который бы гласно, публично высказался о резонансном процессе и предложил смягчить участь обвиняемых? Не о Ходорковском речь, хотя поведение судей и обвинителей в этом процессе бесконечно далеко от христианских идеалов; но вот умер в тюрьме от сердечного приступа директор школы, арестованный до суда по недоказанному обвинению. Церковь молчит, ибо ее задача – стяжание Духа Святого и Царства Божия, а сама жизнь верующего предстает чередой постов, исполнения молитвенных правил, чтения святоотеческой литературы, регулярного участия в богослужениях, послушания, исповеди и причащения. Но почему тогда надо заботиться о православном дресс-коде, православных клубах или гвардии скинов, заточенных под наведение порядка? Это какое отношение имеет к аскезе и молитвенным практикам, объяснит ли мне кто-нибудь? И не надо ссылаться на мистическую природу Церкви – я спрашиваю не о таинствах, а о вещах вполне рациональных: почему активная борьба за церковную собственность и за «нравственную цензуру» в СМИ сопровождается таким горячим, принципиальным неучастием во всех реальных конфликтах, во всех действительно значимых общественных дискуссиях? Последняя попытка Церкви внести гармонию и мир в дела государства датируется октябрем 1993 года – и была крайне неудачной, потому что ничего не получилось; но значит ли это, что так теперь будет всегда? Что Церковь будет создавать фильмы вроде «Византийского урока» о. Тихона (Шевкунова), но громко, демонстративно молчать, когда речь идет о социальных несправедливостях, подавлении свобод, о прямой лжи, наконец?! Что это за удивительная способность совмещать неприятное с бесполезным – то есть воздерживаться от разговоров о насущном и поддерживать самое косное, консервативное, агрессивное? Почему Церковь так озабочена нравственной цензурой на телевидении – неужели ее устраивает в стране все, кроме телевидения?

2.

Разумеется, Церковь не монолитна – левое крыло, правое крыло, – но и тут дискуссия сведена к минимуму: традиции диспута у нас нет с тех самых пор, как нарком просвещения Луначарский дискутировал с митрополитом Введенским. Можно как угодно относиться к обновленчеству, ярким представителем которого был Введенский, или к богостроительству, которым грешил на Капри Луначарский, – но диспуты их, как любая дискуссия, были плодтворны и собирали полные залы. С тех пор традиция публичной полемики прервалась – возможно, дело в недостатке темперамента, а может, в том, что Церковь разочаровалась в самой возможности рациональной аргументации в прямом споре. Кто из современных российских теологов сможет убедительно спорить со светскими учеными – дарвинистами ли, социологами ли? Боюсь, сегодня такой диспут попросту невозможен – и это принципиальная установка, поскольку в Церкви – во всяком случае, в том ее крыле, которое ближе к сегодняшней церковной власти, – господствует такой дремучий антиинтеллектуализм, которого постеснялась бы и средневековая инквизиция. Мы, кажется, слишком дурно думаем об отцах иезуитах – слово это у нас ругательное, и поделом, поскольку иезуитства в нынешнем нарицательном значении там действительно хватало; однако орден Иисуса, при всех своих бесспорных грехах, за которые пришлось извиняться нескольким папам, занимался и просвещением, и наукой, и миссионерством. Да, конечно, и пресловутая accomodativa, то есть относительность морали, разрешение приспосабливать Слово Божие к текущим нуждам и обстоятельствам, – но тут же и великие примеры самодисциплины и самопожертвования. Все было – ненависти к уму и образованию не было. Тем изумительнее по своей наглядности антиинтеллигентская риторика современных православных публицистов. Сергей Худиев, отвечая все на ту же мою колонку, дописался до следующего: «Субкультура прогрессивной русской интеллигенции обладает определенными устойчивыми чертами, и в том, что ее представители говорят о Церкви, или государстве, или культуре, или чем-либо еще, проявляются определенные особенности, которые можно проследить еще с дореволюционной эпохи. Чтобы сделаться любезной в нашей интеллигентской субкультуре, Церковь должна принять ее ценности и установки – а этого она не сделает просто потому, что эти ценности и установки весьма дурны. Принципиальная безответственность, презрение к ближним, хлещущий из каждой строчки снобизм – неслучайно сетевое издание, в котором помещен текст Дмитрия Быкова, так и называется: “Сноб”, – это вовсе не добродетели, к которым надо стремиться. Это пороки, от которых надо избавляться. Поэтому Церковь не может и не будет приспосабливаться к запросам ее интеллигентских критиков – как говорил герой советского фильма, “нет уж, лучше вы к нам”. Наша интеллигенция нуждается в том же, что и все остальные: в покаянии, в пересмотре своего отношения к жизни, к себе, к Богу и ближним. В принятии своей ответственности перед Богом, ближними и, да, государством. Потому что ничто в обществе и в государстве никогда не улучшалось от того, что некоторая общественная группа долго и неуклонно делала презрительную мину».

Пардон, но неблагодарность никогда не относилась к числу христианских добродетелей. Следовало бы, мне кажется, помнить, что в пресловутые кроваво-большевистские времена веру хранил вовсе не народ-богоносец, вполне себе активно взрывавший храмы и осквернявший иконы (не надо говорить, что это делали одни евреи! не было столько евреев!). Эти ценности веры хранила та самая интеллигенция – частью дворянская, частью неофитская советская; именно эта интеллигенция, либералы-правозащитники (тогда, впрочем, либералы и консерваторы часто действовали сообща), больше всего сделала для защиты преследуемых священников, для памяти о новомучениках, для распространения христианства в безбожной стране. Но презрение к интеллигенции и, соответственно, апология нерассуждающей веры, темноты, простоты давно уже стали непременными чертами отечественной православной публицистики, да и церковного дискурса в целом. «Церковь не интересуется своей рукопожатностью», – добавляет Худиев. Хорошо Худиеву! А вот апостол Павел – несколько более авторитетный христианский автор – интересовался. В Первом послании к Тимофею он прямо пишет о том, какой должен быть епископ, и в числе прочего говорит: «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3, 7).

«Интеллигент приходит в Церковь не учиться, а учить», – припечатал Максим Соколов, обнаруживающий дидактику где угодно, только не в собственных назойливо-учительных суждениях; интеллигенция была союзницей Церкви до того самого времени, когда русское православие в очередной раз получило великий исторический шанс – и, Боже правый, как оно им распорядилось!

3.

Куприн любил цитировать притчу: около ворот Багдада сидит нищий, утверждающий, что если бы он стал халифом, то о-о-о, как бы он распорядился миром! Дошло до халифа. Нищего привели во дворец, усадили на трон и предложили:

– Действуй!

Он в ужасе оглядел окружающую роскошь, запахнул свое рубище и затянул единственное, что умел: «Жители Багдада, подайте кто сколько может!»

Это так и осталось единственным его свершением на троне, поскольку халиф, выслушав арию нищего, сказал:

– Повесить его на городских воротах.

Это весьма предсказуемый финал. Грех нищего не в том, что он захотел в халифы, а в том, что в этом качестве ему нечего было предложить.

Простите за аналогию, но после падения коммунистического режима у РПЦ было множество шансов упрочить свое влияние. Ни одним из них она не воспользовалась. Боюсь, дело тут было именно в интеллектуальной недостаточности, а не в скромности или установке на аскезу. И случилось это как раз тогда, когда от Церкви ожидали решительных шагов или хотя бы самых точных слов; когда ей дали все права и отменили все ограничения. Что мы услышали в это время? Может быть, Церкви удалось стать духовным ориентиром для миллионов, обратить их к Евангелию, донести до страны ту самую истину Христову, которая так долго была под запретом? Были и такие попытки, кто бы спорил, – но куда громче звучали благословения в адрес властей, требования вернуть храмы, а также претензии на нравственную цензуру и проклятия в адрес любого, хотя бы и самого доброжелательного критика. Я уж не говорю о контактах с представителями криминального бизнеса (они из суеверия, а не из веры выступали активными спонсорами церквей, видя в Господе некоего главпахана, верховного, прости, Господи, разводчика), я не говорю о поощрении самого пещерного национализма, о трагикомических освящениях офисов и «мерседесов» и т. д. Опыт католичества, опыт «Солидарности», героическая судьба Ежи Попелюшко (католический священник, был убит в 1984 году сотрудниками Службы безопасности МВД Польши. В 2010 году причислен к лику блаженных. – Прим. ред.) не только никого ничему не научили – напротив, враждебность православия к чужому опыту в это время обострилась как никогда. Внутренний кризис православия стал очевиден, но говорить о нем по-прежнему было немыслимо. Дело не в страхе перед государством – вряд ли кто-то из светских властей установил бы новую цензуру, требуя отзываться о православии исключительно восторженно. Дело в том самом зыбком болоте полуверы, о котором я пытался сказать в «Толоконных лбах». Это не почтение к Церкви, а языческий страх обидеть шамана. Вера в России так и осталась языческой, основанной на мифах и приметах. Церковь ругать нельзя, потому что «а вдруг? а все-таки?». Или ад, или невезение еще при жизни – мало ли что они там набормочут... Может, вслух или даже про себя никто этого не формулирует, но в основе всеобщего пиетета к религии лежит именно этот несформулированный страх. Говорить о Боге и его служителях не нужно, потому что может наказать; размышления о непостижимом – вещь заведомо бесполезная; к тому же формально всегда можно ответить за разжигание религиозной розни. Александр Щипков, маргинальный даже в ультраортодоксальных кругах, попытался найти признаки этого разжигания и в «Толоконных лбах»: «Быков позволил себе антиправославные высказывания, находящиеся в явном противоречии как с нормами толерантности, так и с российским законодательством. Не критика церковной жизни, пусть даже необоснованная, не антиклерикализм и не полемика с православием вызывают у нас горькое чувство, а безответственные оскорбления в адрес всего православного сообщества. Речь ведь идет отнюдь не об идейном споре. Наши единоверцы подвергаются публичному оплевыванию даже не за чьи-то личные грехи, а все разом – как носители определенных взглядов – только за то, что стараются жить по Божьим заповедям и, подумать только, ходят в храм.

К сожалению, высказывания господина Быкова содержат все признаки оскорбления по религиозному признаку. Факт публикации этих ксенофобских высказываний на страницах известного издания, да еще с указанием на якобы имеющие место в обществе “антиправославные настроения”, превращает их в акт возбуждения религиозной вражды, что формально попадает под действие статьи 282 УК РФ (“Возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии”).

Вряд ли кому-то придет в голову требовать официального расследования. А вот к редакции “Сноба” вопросов гораздо больше».

Это уже прямая угроза. И захоти эти люди найти признаки оскорбления своих тонких чувств в любом тексте – найдут, при обвинительном уклоне российского правосудия это не составит труда. А ведь Щипков – при всей маргинальной радикальности своих воззрений – государственный человек, возглавляет портал «Религия и СМИ» и состоит в государственном совете по религиоведческой экспертизе, в мироновские времена был советником председателя Совета Федерации.

Что же, процитируем – нет, не Толстого, про него они всегда готовы повторить мантру насчет ошибок гения, а другого автора, чьи заслуги в избранной им области вполне сопоставимы с толстовскими. Да и диагнозы, вынесенные им православию, поставлены в то же позднетолстовское время.

«Не православные богословы, а свечегасы православия. Питаясь православием, они съели его и сходили на его опустелое место. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта. Их спокойствие и философское самообладание есть не что иное, как окаменевшее и заделавшееся в монументальные рамки самообожание. Пахнет не только изо рта, но и из сердца».

«Они эксплуатировали все свои права и атрофировали все свои обязанности. Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на художественные пустяки. Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Духовенство всегда учило паству не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом – единственное дело, удавшееся этому тунеядному сословию. Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела черной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает ее своей чернотой».

«Русский простолюдин – православный – отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает: “Как ни молись, а все чертям достанется”. Это все его богословие. Евангелие стало полицейским уставом. Местные православные церкви, теперь существующие, суть сделочные полицейско-политические учреждения, цель которых успокоить наивно верующие совести одних и зажать крикливо протестующие рты других. Обе эти цели приводят к третьей, самой желанной для правящей церковной иерархии, – это полное равнодушие мыслящей и спокойной части общества к делам своей местной церкви: пусть мертвые хоронят своих мертвецов.

Русской Церкви как христианского установления нет и быть не может; есть только рясофорное отделение временно-постоянной государственной охраны».

Это Василий Ключевский, великий русский историк, специалист в том числе в области церковной истории. Дневниковые записи, наброски к лекциям. Все признаки разжигания: повезло, что умер сто лет назад, в мае 1911 года.

4.

В официальных документах, письмах, проповедях современной Русской православной церкви Христа и его учение упоминают реже, чем нашу богоспасаемую власть и столь же богоспасаемое воинство. И это гораздо опасней и серьезней, чем все финансовые злоупотребления отдельных иерархов, все, о чем с таким упоением говорит квазилиберальная общественность. Меня совершенно не занимает вопрос, сколько стоят часы Патриарха, – он имеет право на любые часы; мне неважно, участвует ли Церковь в бизнесе, – в сегодняшней России без участия в тех или иных сомнительных финансовых операциях выжить нельзя вообще, повязывать все население нечистыми делами как раз и есть одна из тайных практик власти, ее собственная эзотерика. Точно так же я отношусь к борьбе с привилегиями: быдлом надо быть, чтобы против них протестовать. Привилегии для меня – нечто вроде мигалки на скорой: не столько преимущество, сколько ответственность. Если элита работает – пусть она живет как элита; не то плохо, что у нее есть привилегии, а то, что они ничем не обеспечены. Собственно, без них и элиты не бывает – но тут у нас та же система ниппеля: все отвратительное берем, от всего позитивного с гениальным чутьем отказываемся. Привилегии есть – ответственности и прорыва нет.

На все это можно было бы не обращать внимания, не говорить об этом вообще – но суть проблемы в том, что без Христа из исторического круга никак не вырваться. Именно христианство дает начало истории, то есть сознательному деланию собственной судьбы. Атеисты будут возражать, и прекрасно – сказано же: «Откроюсь не искавшим Меня». Способность действовать против личной выгоды и природной циклической логики, жить в согласии с убеждениями, а не с общими правилами – вот едва ли не главное в христианстве, и не следует, на мой взгляд, все время подменять эту простую и ясную бытовую практику мистикой, разговорами о стяжании Духа Святого и о непрерывной молитве. Духа Святого никогда не стяжает тот, кто живет по-свински и среди свинства, сносимого равнодушно и бездумно; никакое презрение к миру не искупает равнодушия к творящимся на твоих глазах мерзостям. Духа Святого не стяжает суеверный трус и высокомерный отшельник, делающий все, как толстовский Сергий, ради людской славы. Государственник, апологет насилия, сторонник кесаря и подавно не имеет никакого морального права говорить о своем христианстве – он верит не в Христа, а в тех невеликих инквизиторов, которые давно уже стоят прочной стеной между Христом и Россией. Проблема официальной русской Церкви сегодня именно в том, что к власти она ближе, чем к Христу, что государственная традиция для нее дороже огненной Христовой истины, что живое богообщение она подменила патристикой, что никакое знание греческих и латинских текстов не заменит богословия, учитывающего современные реалии. Можно сколько угодно твердить в ответ на это: «Вы не знаете», «Вы внешние», «Вы когда в последний раз причащались и постились ли?» – но от главного вопроса никуда не деться. Соблюдение обрядов, молитва, пост, смирение – не замена мысли, и боюсь, что система обрядов и дисциплинарных мер давно уже служит не пробуждению, а усыплению духа: как же, пощусь, все в порядке! Без Церкви ни одна страна еще не выбралась из исторического тупика, без Христа нет истории, без духовного преображения нет Царства Божия. А способна ли русская Церковь в нынешнем своем состоянии сыграть эту роль в российской истории – роль, без которой страна так и останется навсегда в доисторическом болоте, – я не знаю, и никто сегодня не знает. Говорю сейчас не о сотнях священников, исполняющих свой долг ревностно и самоотверженно, – это было бы все равно что в ответ на любые разговоры о проблемах современной российской культуры восклицать: «А как же самоотверженные провинциальные библиотекарши!» Хорошо бы сделать что-нибудь, чтобы в жизни этих самых библиотекарш появилось не только отчаяние при мысли о своей бесполезной миссии, но и надежда, и смысл, и чувство общего дела.

Иногда мне кажется, что истинно верующий для этой Церкви опасней, чем равнодушный, машинально крестящийся, ценящий в Пасхе главным образом разговление: у верующего есть вопросы, и ответы вроде «смиряйся» или «сие есть тайна» его уже не удовлетворяют. Никакой помощью больным, никакой благотворительностью эти вопросы не снимаются. Можно отмахиваться от любых критиков Церкви – но невозможно отмахнуться от страны, которая без христианства обречена на язычество и на дурную бесконечность повторений, третьего не дано.

С нынешним православием, для которого диалог с обществом сводится к официальным пасторским поездкам, одергиваниям и угрозам, ее будущее проблематично.

5.

И Толстой, и Случевский, и Чехов ничего с этой косностью не сделали.

И когда видишь поток льющейся на тебя грязи, когда видишь торжествующее хамство, сознающее себя в расцвете сил, в полном праве и безнаказанности, – поневоле хочешь опустить руки. В самом деле, слова «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» – не из Евангелия, абсолютной истины за ними нет, есть лишь патент на истину. Иной раз хочется любить идею Церкви, не подходя к конкретной церкви, – как хочется иной раз любить Россию из какого-нибудь безопасного далека.

Но можем ли «мы» отдать «им» Россию?

Можем ли мы отдать им Христа?

Не наша ли первейшая обязанность – напоминать о религии отваги и свободы, творчества и самоотверженности, нестяжательства, риска и любви?

Если Бог за нас – кто против нас?

----------------------

1. Православный священник, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.
.
Comments 
7th-Nov-2011 10:45 am (UTC)
Ой блин, да какой Гормковский хозяин, одна визитка.
7th-Nov-2011 11:01 am (UTC)
"Откуда это начальстволюбие, это непременное, органическое чинопочитание?! "

Откуда? От апостола Павла.

"Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть". (Римл)

Могу еще напомнить "рабы, повинуйтесь господам своим".
8th-Nov-2011 12:56 pm (UTC)
Аммосов, не пи...те.

Павел говорит о том, что не надо восставать и бузить, а вовсе не о жополизании.
7th-Nov-2011 11:04 am (UTC)
Да, церковники с изумительной прямотой и, я бы сказал, наглостью утверждают, что извне Церкви Церковь критиковать нельзя. Впрочем, насколько я знаю, те, кто критикует изнутри, тоже рискуют. В этом отношении, кстати, очень похожа ситуация на "канонической территории РПЦ" и в Польше, где я живу - относительно Католической Церкви, разумеется. И там, и там клерикалы утверждают, что их религия является ключевой составлющей национального сознания, и поэтому Церковь - это священная корова, которую трогать низзя, даже - или в особенности - тем, кто к этой религии не принадлежит.

Но вот это - "языческий страх обидеть шамана" как главная причина того, что о Церкви стараются плохо не говорить... блин, да неужели? На родине я как-то этого мотива не замечал - во всяком случае как масштабного явления. А в Польше боятся критиковать Костёл не из языческого, а из вполне светского страха - поссориться с могущественными и объединёнными во влиятельную организацию людьми. Могущественными не мистической, а вполне земной властью.
7th-Nov-2011 11:14 am (UTC)
Поляк-непапежник - это не поляк, а недоразумение. Больших католиков во всем свете не сыскать.
7th-Nov-2011 11:13 am (UTC)
Кстати, Дима, обновленчество, которым Чека руководила, и дискуссия Введенский-Луначарский, которая была ближе всего к игре в поддавки или к нынешнецй полемике ЕР с властью - это хреновый образец для РПЦ.
7th-Nov-2011 11:31 am (UTC)
В чем-то не лучший, безусловно. Но вспомни, сколько церквей в средней России спаслись благодаря обновленчеству.
7th-Nov-2011 01:03 pm (UTC)
Мимо кассы, мимо цели, пластмасса, никель — все не то. Увы, увы.
7th-Nov-2011 04:11 pm (UTC)
Спасибо, Быков! Долой мракобесие!))
7th-Nov-2011 05:25 pm (UTC)
4-й абзац удачный. ну и о Ключевском, конечно :)
9th-Nov-2011 06:14 pm (UTC)
Что там удачного? Бла-бла, о том, о чем понятия не имеет. Гордынька и все.

А цитаты Ключевского, из дневника, которые он обнародовать не собирался. Было всякое и его много что возмущало, но было много такого, что его и восхищало. Для того, чтобы иметь полное представление о его взглядах на Церковь, нужно прочитать все его лекции, или хотя бы то, что он писал о преп.Сергии Радонежском.

То, что Быков, привел именно этот текст, характеризует узость его взглядов, а не Церковь.
7th-Nov-2011 07:29 pm (UTC)
Мир без любви.

Он пришел дать миру любовь: любовь к Богу, к себе и друг к другу.
Мир сделал все, чтобы остаться без любви…
Он должен был появиться из путанных ветхих пророчеств, полных крови, насилия и ненависти, «истребить все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе», и освободить «свой народ». Ветхий Бог не мыслил по-другому. Не мыслили по-другому и те, кто сотворил Ветхого Бога с его способами творения всего остального. Ветхий Бог сделал их «избранными» и избрал для них правила. Правила предписывали рождаться в грехе, жить в страхе и справляться с законами избранного Бога по любому поводу.
Ему выбрали место и способ рождения, родителей, родственников, придумали детство и юность. Все и всё придумали по-разному, но сошлись на том, что вере нужны знамения, откровения и сны.
Ему выбрали паству. Выбрали так, чтобы думали – Он выбрал. Паства пошла за Ним, не понимая, куда и зачем идет. Постоянно переспрашивала, боролась за лучшие места рядом, клялась в верности. В итоге, предала, отреклась, испугалась, разбежалась, не узнала, усомнилась и собралась снова, чтобы проповедовать свое понимание Его слова.
Сначала о Нём писали, те, кто Его видел. Потом те, кто слышал о тех, кто Его видел, а закончили те, кто умел писать. Меньшую часть трудов – канонизировали, большую часть – сожгли, остальные объявили апокрифичными.
От Его имени стали управлять. Управляя – разделять, разделяя – властвовать. Власть перестала быть от Него. Власть перешла к посредникам.
Вместо храмов в душе, перевёли много дорогого камня и золота на величие, в котором Он не нуждался. Одинокая, безмолвная молитва заменилась громким хором с музыкой и без. Способ Его почитания стал способом разделения людей на правильно и неправильно славящих.
Мир сделал всё, чтобы вспоминая о Нём, оставаться без Него. Мир и сейчас без Него.
С Ним только те, кто любит. Бога, себя и друг друга.
7th-Nov-2011 08:09 pm (UTC)
Текст большой, сразу не охватить, но вот, самое характерное и хлесткое:

Русской Церкви как христианского установления нет и быть не может; есть только рясофорное отделение временно-постоянной государственной охраны

И ведь это писалось когда уже были Саров и Дивеево, когда Оптина привлекала многих пишущих и думающих, когда труды вырвавшегося на простор духовной свободы Игнатия Брянчанинова и просвещенного и мудрого провозвестника Интернета Феофана Затворника издавались уже широко. И одновременно с таким громадным (кому-то нравящимся, кому-то нет, но громадным все равно) явлением, как св. Иоанн Кронштадтский. Какие же темные очки надо было нацепить, чтобы за деревьями не видеть леса?

Это кстати и о начале текста - дело не в том, чтобы не писать "внешним" (некоторым и "внутренним" явно писать не стоит за неумением) - дело в том, чтобы писать со знанием дела. О главном, а не о второ-, а то и шестнадцати-степенном...

А вот с тем, что касается попыток огосударствиться - не могу не согласиться. Роль свадебных генералов м.б. на первый взгляд почетна, но по сути - незавидна.
8th-Nov-2011 06:13 am (UTC)
Виктор, все вроде верно, но с поправкой: надо было, наоборот, в том лесу среди многих ничем не примечательных деревьев увидеть те, что вы перечислили! Саров, Оптина, Брянчанинов, еп. Феофан, Иоанн Кронштадтский в масштабе всей империи - капля в море, однако. А вот общий фон каков был?.. И отчего ж все-таки революция разыгралась с крушением церквей и гонениями на верующих? Этот вопрос как следует еще и не осмыслен, если не считать, конечно, что виноваты внешние враждебные силы, а сами православные были совсем не при чем...
7th-Nov-2011 09:26 pm (UTC)
Господи, да почему же третьего-то не дано?! С какой это стати?!...

Богоискательство - индивидуальная работа души и личная ответственность каждого отдельного человека, который обязан в конце концов сам без посредников установить эту связь - только тогда она будет и осмысленной, и прочной.
А духовный наставник может в этом помочь, снабдить инструментарием и т.д. - и это никакого отношения не имеет к церкви как социальному институту, которая, как собственно и любой другой социальный институт борется за влияние и ресурсы.

А Вы, Дмитрий Львович, попробуйте отнестись к этому как писатель-фантаст, а не как ценитель древностей:-) Держаться за эту архаику нет никакого смысла, она давно уже вполне закономерно пришла к прямой противоположности тем идеям, которые проповедовал Христос - будь то любовь к ближнему или равенство перед лицом Отца всех его детей.

А позиция "церковь как единственное средство спасения всей страны" - то есть фактически как инструмент управления и манипулирования массами - кажется мне, уж извините, мало отличающейся от позиции властей, будь то вчерашние коммунисты или сегодняшние "подсвечники":-(
7th-Nov-2011 09:58 pm (UTC)
очередной блестящий текст. шокирован такими, оказывается, отзывами со стороны Худиева.
единственное - хочется вступиться за патристику, которая по большей части и есть "живым богообщением" (и дорогой к нему) и "богословием, учитывающим современные реалии". и никто тех "греческих и латинских текстов" обычно и не знает, ибо жгут они не многим хуже Евангелия. кабы знали и от отцов в самом деле научились, куда больше пользы бы было. и "ненависти к уму и образованию не было" в Византии куда раньше, не иезуиты это первые придумали. но по в самом деле традиции совмещать неприятное с бесполезным взяли от нее в основном неуемную тягу к пышнослужению и симфонии.
7th-Nov-2011 11:23 pm (UTC) - Пишите донос в прокуратуру
Ебали мы вашу 282 статью. Вот и вся полемика. Больше не о чем говорить. Пишите в прокуратуру заяву на Быкова. Может, его к Вашей радости посодют - он же не памятник еще.
8th-Nov-2011 04:17 am (UTC)
Вот здесь, Дмитрий, все проповеди Святейшего Патриарха Кирилла за его три года патриаршества
http://www.patriarchia.ru/patriarch/38019/

Почитайте на досуге и попробуйте УСЛЫШАТЬ, наконец, что Патриарх говорит о Христе постоянно.
Все его слова - это ХРИСТИАНСТВО.
В каждом выступлении можно найти фразы - драгоценности, которые дороги христианскому сердцу.

Хотя, о чем я? Тому, кому письма о. Иоанна( Крестьянкина) тривиальны(!), вероятно, только собственный голос и собственная голова - образец.
.............................
Не Вы ли редактировали интервью В. Жаровой, которое она брала у отца Андрея Кураева в " Собеседнике"?

Edited at 2011-11-08 04:18 am (UTC)
8th-Nov-2011 06:23 am (UTC)
"В каждом выступлении можно найти фразы - драгоценности, которые дороги христианскому сердцу".

Общие места.

"Но Господь дает нам великую возможность постоянно прикасаться к вечному и небесному Его Царству, и этим способом прикосновения к Богу является наша молитва. Молитва имеет великую силу, но есть некое условие, при котором молитва реально соединяет нас с Господом. Есть некое условие, которое необходимо соблюсти, чтобы Бог ответил на нашу молитву".

И так далее.
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
8th-Nov-2011 07:11 am (UTC)
Не уточняется, однако, кто является внешним по отношению к Церкви и потому не имеет права судить о ней. Для Бога мертвых нет, не то что внешних, – кто это умудрился выпасть из его юрисдикции? Кажется, внутренними – или своими, или воцерковленными – расплывчато называют тех, кто «живет церковной жизнью», то есть активно участвует в делах прихода? Регулярно исповедуется и причащается? Но в Евангелии об этом ничего не сказано, и само понятие внешних там отсутствует. Только ли священнослужители имеют право судить о положении дел в Церкви и о ее роли в обществе? Но тогда почему сами эти священнослужители берутся судить обо всем, от механизмов передачи власти до насилия над младшими? ***

Не верно, что внешних нет в Евангелии. Есть. "Прочим все бывает в притчах", "Тайная Вечеря", по образу которой и существует (должна существовать) Евхаристия и Церковь.
Но не верно и что внешние не могут судить о церкви. Могут. И этот суд для церкви важен. Об этом тоже есть в Евангелии: "чтобы видя ваши добрые дела" и т.п.
9th-Nov-2011 12:06 am (UTC) - Но не верно и что внешние не могут судить о церкви. Могу
Могут. Спору нет.
Но судить и оскорблять - вещи разные.

А помимо того, и ещё важнее - вначале сам разберись.
Если уж читать научился.
8th-Nov-2011 07:43 am (UTC)
Способность действовать против личной выгоды и природной циклической логики, жить в согласии с убеждениями, а не с общими правилами – вот едва ли не главное в христианстве**

Я выше отметил, что Вы неверно понимаете Церковь и Евхаристию. И это как раз главное в христианстве.
А то, что Вы считаете главным в христианстве вполне достижимо для каких-нибудь греческих языческих философов - платоников, стоиков... И тем более для монотеистов любых - иудеев, мусульман.
И даже для материалистов-атеистов.
8th-Nov-2011 09:25 am (UTC)
Андрей, согласен с Вами, что перечисленное Дмитрием достижимо и для не-христиан. Однако, несмотря на то, что это не главное - оно необходимо. "Вера без дел мертва".
8th-Nov-2011 07:47 am (UTC)
сводится к официальным пасторским поездкам**

надо по-русски: "пастырским". От пастырь, а не пастор.
8th-Nov-2011 07:49 am (UTC)
В остальном, в общем, верно :)
8th-Nov-2011 08:08 am (UTC) - 11
Самое хреновое, что написать полемическую статью на некоторые темы, стало сродни подвигу: ждешь не обсуждения, а атаки своры, которая отличается от бандитов только тем, что труслива - пока отмашки сверху не будет, ограничится лаем. Но сколько же их: в рясах, в мундире, в ящике... Поэтому, быковская статья важна, как это ни прискорбно, не содержанием, а самим фактом своего появления - пока такие статьи выходят, в нашем болоте могут жить не только жабы.
8th-Nov-2011 09:03 am (UTC) - Re: 11
Правильно, в вашем болоте живут свиньи
8th-Nov-2011 09:02 am (UTC)
Попы не разрешают интеллигентам обсуждать церковь, а интеллигенты не разрешают себе и прочим обсуждать вопрос, есть ли вообще бог.

А между тем: поскольку бога, как хорошо известно каждому (особенно попам!) нету, "горячая дискуссия о религии" становится ... мягко говоря, постмодернистским приколом.
8th-Nov-2011 10:17 am (UTC)
Церковь и власть, на редкость удобны для критики. Мишень размером с бога, чем и куда не ткни, всегда попадёшь. Конечно идее православия по силам объединить нацию, только нет в церкви Данко, своим вырванным сердцем ведущим за собой. Всё в конкретные личности-проводники упирается и если на макушке у ёлки, сидит звездой в растопырку Кирилл-табачок, о чём говорить. Даж "жену цезарю" подобрать сил не хватило.
Статья правильная, да только это глас вопиющего, точнее его эхо. Как мы можем отдать Россию, которая уже отданна.
8th-Nov-2011 12:33 pm (UTC)
Опускать руки не следует, лучше покаяться и смириться - многое проститься. Церкви никогда не подняться до высот вашего интеллекта, мужественности гражданской позиции, глубины социальной озабоченности и полноты самопожертвования. Даже если церковь будет состоять поголовно из св. Серафимов Саровских и Матерей Терез, она не сможет соответствовать вашему видению - столь высока планка. Всегда будет недостаточно интеллектуальной, начитанной и слишком сильно любить власть. Так что оставьте, пожалуйста, нас в покое. Если не хотите "отдавать" Христа - создайте свою церковь. В самой свободной стране есть тысячи примеров таких успешных предприятий. Потенциальных последователей у вас, вижу, много.
8th-Nov-2011 12:46 pm (UTC) - 11
"оставьте, пожалуйста, нас в покое" - отлично, тогда и вы оставьте в покое тех, кому с вами не по пути. А то лезете везде - в школу, в армию, далее везде. Или вам можно, а другим нельзя.
8th-Nov-2011 01:55 pm (UTC)
>народ взрывал церкви и вешал попов, а интеллигенция хранила веру.
О, как: бабушек и пробабушек моих посмертно в интеллигенцию записали.
10th-Nov-2011 01:01 pm (UTC)
Вешал попов не русский народ а комиссары, большей частью Бронштейны, Апфельбаумы и Блюмкины.
(no subject) - Anonymous - Expand
8th-Nov-2011 02:02 pm (UTC)
С чего бы это бандиты церкви строили не из веры, а из суеверия, а поклонялись какому-то "главпахану"?
Какая-то комиссарская прямота и наивные шаблонные представления о жизни.
8th-Nov-2011 04:42 pm (UTC)
Как раз верные представления о христианстве. Плохо Вас бабушка учила. Если веруют истинно, то каются, а не грабят.
8th-Nov-2011 07:55 pm (UTC)
Спасибо за статью! Особенно понравилась аналогия с "самоотверженными священниками" и "самоотверженными провинциальными библиотекаршами".
9th-Nov-2011 05:14 am (UTC)
"Случевский" - опечатка, видимо? Ключевский?
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded May 29th 2012, 11:30 am GMT.