You are viewing the community [info]ru_bykov

Дмитрий Быков, писатель и журналист
сообщество читателей, слушателей, зрителей
"Профиль" №32(683) от 06.09.2010 
6th-Sep-2010 02:25 pm
журнал ПРОФИЛЬ - обложка

СОЙТИ С УМА

 

Всем хороша Московская книжная ярмарка, но почему-то после нее всегда очень грустно. Из разговоров, из встреч вырисовывается ужасная картина российской интеллектуальной жизни.

    Пока пишешь - представляешь себе гипотетического читателя, умного, видящего то же, что и ты. Не обязательно совпадающего с тобой по мировоззрению, нет, пусть он не соглашается, но пусть хотя бы понимает, о чем речь.
   Такой читатель есть. На каждой ярмарке ты его встречаешь, старого или нового, но старый выглядит все хуже - бедней, неустроенней, депрессивней, - а новый в своем поколении чувствует себя чужаком, если не изгоем. Да и сам ты, на взгляд этого читателя, не улучшаешься, то есть пишешь, может быть, и не хуже, но все меньше веришь в возможность перемен и почти не можешь предложить ни утешения, ни перспектив.
   Почему в современной России не может случиться никаких масштабных перемен? Почему все перемены поведут лишь к распаду, а может, им и ограничатся? Ведь в пресловутом семнадцатом году, который теперь вспоминают все чаще, у большевиков и их союзников среди интеллигенции был какой-никакой проект, и в смысле интеллектуального ресурса ленинское правительство было чуть ли не лучшим в России. Сегодня я не представляю в России никакой позитивной программы и ни одного сколько-нибудь серьезного интеллек-туального правительства: людей элементарно не наберется. Все чаще сталкиваешься с тем, что тексты твои падают в пустоту, а раздражают людей не содержанием, а именно трудностью. Я ведь не Бог весть какой интеллектуал, у меня нет на этот счет никаких иллюзий, - но плоское сознание большинства сегодняшних россиян отказывается воспринимать все сколько-нибудь неоднозначное. Либеральные идиоты считают соглашателями всех, кто не кричит через слово "Долой кровавого Путина". Консервативные идиоты повсюду видят руку коварного зарубежа. Нейтральные идиоты радостно рассказывают о том, как им хорошо без великих идей, как они не нуждаются ни в каких потрясениях и как прекрасно вообще любить семью, а по воскресеньям ездить в большие магазины. Есть идиоты, повторяющие мантру о том, что государство - некоторое количество нанятых менеджеров, что ему не нужна никакая идея и что задача его - обеспечивать "достойную жизнь", причем в понятие "достойная жизнь" входят все те же магазины и Анталья. Есть агрессивные идиоты, ненавидящие моск-вичей, евреев, кавказцев и все остальные изрядно надоевшие предлоги для ненависти. Есть, наконец, идиоты, которым вообще ничего не надо и которые составляют едва ли не подавляющее большинство. И я категорически отказываюсь понимать, кому в этом обществе вообще нужны перемены - и кому нужно само это общество.
   Давайте согласимся с тем, что всякая страна исчерпывает свой ресурс. Когда-то Россия была Богу интересна, когда-то он с ней возился и даже спасал. Но бывает и так, что Бог отворачивается - он помнит, конечно, о сотне-другой праведников и помогает им, но судьба территории в целом становится ему безразлична. Потенциал любой страны -промышленный, эстетичес-кий, религиозный - зависит только от количества умных людей, проживающих на ее территории. Другого критерия нет. Но Россия, на беду свою, умных попросту истребила: их нет, и взяться неоткуда. Их истребляла сначала царская власть, потом большевики, которые от поиска союзников среди интеллигенции очень быстро перешли к выявлению и ликвидации недовольных; потом интеллектуалы были разогнаны по профессиональным нишам, ибо любой умник, не занятый не-прерывным решением прикладных задач, начинал задумываться о смыслах, а это не приветствовалось. Затем явилась перестройка и последующие двадцать лет, ко-гда умные либо разъезжались, либо вытеснялись из всех сфер, включая профессиональные. Сегодняшняя Россия являет собою царст-во дураков, главной целью которых является поиск но-вых предлогов для самодовольства: никаких целей, кроме этого самоублажения, давно нет. А умный постоянно задает себе один и тот же вопрос: зачем я? Может быть, правильней быть питекантропом?
   И действительно, на данной территории это сегодня в самом деле правильней, ибо вектор ее движения - вниз. Так бывает.
   А интеллект остается роскошью для тех немногих, кто принципиально любит плыть против течения. Но никто не обещал, что это будет весело, а главное, что от этого будет хоть какой-нибудь толк.

Comments 
6th-Sep-2010 11:50 am (UTC)
"Доразвивали" бедных людей до такого состояния, что ничто кроме кризиса и природных катаклизмов не вызывает шевеление извилин... Страшно признавать - но такое чувство, что я не ошибаюсь.
6th-Sep-2010 02:08 pm (UTC)
грустно всё это.
6th-Sep-2010 02:40 pm (UTC)
В вашем ответе чувствуется отсылка, на чьё-то влияние на людей. Как я прочла, причину нынешнего пофигизма, нужно искать в себе.
6th-Sep-2010 03:58 pm (UTC)
Чтобы искать в себе причину пофигизма, нужно как минимум захотеть ее искать. А зачем? Пожалуй, пофигист и не осознает своего пофигизма, это обстоятельство его и не беспокоит... Наверное, должно произойти какое-то "обескураживающее" обстоятельство чтобы заставить пофигиста о чем-то задуматься. Без этого он вряд ли будет искать в себе что-то.
19th-Sep-2010 07:03 pm (UTC)
Заставить их (нас) задуматься может лишь оччень большая Ж.
И есть ли смысл в этом? Каждый сам себе выбирает путь..
6th-Sep-2010 04:29 pm (UTC)
как-то выходом не особо пахнет: все вокруг какие-нибудь да идиоты, а плывущий против течения вроде и не идиот по умолчанию, но и он отсутствующий какой-то...
6th-Sep-2010 04:43 pm (UTC)
Не расстраивайтесь, вот когда количество идиотов перейдёт в качество.. хотя возможно это уже произошло, только без хлопка, шума и пыли.(
6th-Sep-2010 05:13 pm (UTC) - Нечто оптимистическое
"И снова преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он- с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет
.....
Как женщин он оставил книги."
6th-Sep-2010 06:32 pm (UTC)
Депрессивно... Не так всё плохо.
6th-Sep-2010 06:52 pm (UTC)
Просто умные люди не ходят на книжные ярмарки, они просто читают книжки
7th-Sep-2010 12:32 am (UTC)
Ходят, но редко. Потому что в принципе умные люди и так знают о том, что надо читать и ярмарка ничего нового не открывает:)
19th-Sep-2010 07:04 pm (UTC)
А поговорить?
6th-Sep-2010 07:10 pm (UTC)
Я не сказала бы, что многие плывут против течения...
Лично я нахожусь просто немного в другом измерении. Физически здесь, а духовно нет. И это не шиза, а способ существования.
7th-Sep-2010 12:30 am (UTC)
точно также считаю и отнюдь другое измерение не мешает мне, в частности, жить
6th-Sep-2010 07:35 pm (UTC)
"Когда-то Россия была Богу интересна, когда-то он с ней возился и даже спасал"
всамом деле?
Вы просто в это верите или есть что-то конкретное..

но..вобще,кроме этой фразы,все так и видится, особенно:

"А интеллект остается роскошью для тех немногих, кто принципиально любит плыть против течения. Но никто не обещал, что это будет весело, а главное, что от этого будет хоть какой-нибудь толк.
"
7th-Sep-2010 01:41 am (UTC)
Московская книжная ярмарка, из которой "вырисовывается ужасная картина российской интеллектуальной жизни" :) Это как выборы Мисс Вселенной в деревне Гадюкино.
Простите, но не могу согласиться с с тем, что книжная ярмарка в Москве является адекватным отражением интеллектуальной жизни в России.
Да и сам текст - вокруг одни идиоты, все пропало, шеф (с)
Что ж, каждый имеет право на депрессию.
7th-Sep-2010 02:13 am (UTC)
Вот это то самое, о чем я в принципе и пишу: человек наклеивает ярлык, чтобы не вдумываться, и ему становится легче. Можно сказать "депрессия", а можно "высокомерие" или "человеконенавистничество". Между тем, как вы знаете, в депрессии тексты не пишутся -- в депрессии человек пластом лежит и трубку поднять не может, ни телефонную, ни курительную.
Еще проще и элегантней было бы сказать, что автор съел чего-нибудь.
Кстати, если вы знаете более представительный смотр российской интеллектуальной жизни, чем ММКВЯ, назовите его. Валдайский клуб не предлагать.
7th-Sep-2010 03:04 am (UTC)
благодарна за Ваш ответ.
Просто мне сложно воспринимать собой книжную ярмарку как смотр. Да и в принципе смотр интеллектуальной жизни звучит (для меня) странно.
Не буду спорить, пусть "депрессия" - ярлык, а "идиоты" - диагноз. :) Кстати, "высокомерие" или "человеконенавистничество" здесь сказать невозможно - слишком режущий текст.
В чем согласна с Вами, что интеллектуального правительства сейчас не найти. В чем не согласна, так это с тем, что "Потенциал любой страны - ...- зависит только от количества умных людей, ПРОЖИВАЮЩИХ на ее территории". Увы, требуется еще и намерение действовать. На данный момент история предопределила расслоение государства и какой-либо интеллектуальной жизни. Царство дураков, да. Но считать интеллект роскошью для тех немногих не могу.
PS себя интеллектуалом не считаю. Можете просто и элегантно обозвать блондинкой.
19th-Sep-2010 07:07 pm (UTC)
Да ругать всегда легче. Кто захотел, тот и пришёл, и время нашёл, и удовольствие получил. А кто идиот, тому ведь и угодить тяжело. Да и надо ли?
7th-Sep-2010 09:16 am (UTC)
Почему-то не было сказано ещё об одной категории идиотов. Которые видят вокруг только разные разновидности идиотов же. Которые говорят, что всё пропало, и как всё сейчас плохо. Обычно из них получаются замечательные политики и чиновники, которые искренне верят, что народ тупица и единственное, что с ним можно делать - направлять каждый его шаг. Ну, или писатели...
7th-Sep-2010 11:06 am (UTC)
Да-да. Врач тоже видит вокруг себя в основном больных. Это, надо полагать, у него от самомнения.
7th-Sep-2010 06:32 pm (UTC)
Статья написана не с намерением кого-то унизить - неужели не видно, что автор этих самых "идиотов" любит? Что бесконечно за них болеет, в отличие от чиновников и политиков? "Идиоты" - сказано с горечью, а не с гордостью. Другие-то методы уже не действуют - и приходится подставляться и наживать недоброжелателей - как вы - которым повсюду мерещится то проплаченность, то самопиар, то личное оскорбление.
8th-Sep-2010 01:32 pm (UTC)
От врача зависит.
7th-Sep-2010 11:19 am (UTC)
Классный текст.
Все узнаваемо.
Попадал не раз в такую ситуацию со своими песенками о мире.
Один важный товарищ с галстуком прямо так и заявил: - что это он издевается над читателями и презирает их!
Я всего лишь сконцентрировал текст, выпарил воду и выбросил лишние связки.
7th-Sep-2010 01:58 pm (UTC)
Почему в России должно быть по другому чем в остальном мире?
Где-то ренессанс наступил и торжество гуманистической культуры?
Написаны новые Данаи? Построены новые Парфеноны?
Если где-то наступил, написано, построено - почему об этом ничего в сети нет?
8th-Sep-2010 11:05 am (UTC)
Вот реально хочется согласиться и не согласиться. А почему интересно со стороны писателей, пишущих серьезную прозу такой пассив? Я не собираюсь защищать современное общество, потому что реально я бы себя отнес к "нейтральным идиотам" по Вашей шкале, хотя изгоем не назвал бы. Предположим есть хороший серьезный писатель, но реально о нем не узнаешь, если он случайно не проскочет в каком-нибудь рейтинге или списке на премию. Я так узнал об Александре Л. Иванченко, Владимире Шарове. Мне интересно написал писатель свою книгу, дал презентацию, пару интервью (и то не факт, потому что есть часть писателей, которым проще писать, чем говорить). А дальше? Правильно заметил Сергей Пархоменко (серия "Иллюминатор" в Иностранке, издательство Corpus), что работа писателей не заканчивается на написании книги, нужно работать с читателями, реклама и т.д. Сейчас даже хороший продукт без рекламы ничто. Что толку, что написал Микушевич роман "Воскресение в Третьем Риме". О нем кто-то знает? А тем более у нас в Красноярске, ситуация тем более плачевна. Шарова в магазинах так и не появилось, Микушевич вообще вряд ли будет. И не надо все сваливать на лит. агентов, издателей и читателей. Писатели тоже должны быть поактивней. К Вам может это мало относится, потому что о Вас я узнал раньше Ваших книг.
8th-Sep-2010 08:58 pm (UTC)
Давайте все немедленно с Дмитрием согласимся. Да! Да! И еще раз: Да! Все так! Почитаем газеты, посмотрим телевизор и вот они – портреты различных слоев нашего населения «по Быкову». И что? Да - это наши 80% населения с «плоским сознанием». И, уверяю Вас, в каждой стране есть именно такие же 80%. Страшно перевернуть ситуацию наоборот, представим государство с 80% населения - интеллектуальной элитой. А кто, простите, печет хлеб и водит трамваи, нянчит детей в детском саду и готовит салаты в любимом ресторане? Везде это делает именно указанное большинство (и слава Богу, что эти прекрасные люди не задумываются о судьбах России). Вопрос в том, что СМИ существуют про и для большинства? Не вопрос - это нормально, это бизнес. Но эту тему можно развивать бесконечно… А вот конкретно эта статья. Кризис среднего возраста (нет, это банально). Просто –возраст, может – мудрость (пафосно), может осознание того, что молодость все же позади и не так много в этом мире от нас зависит. Мы все через это проходим около 40. Кстати, в этом же номере «Профиля» – прекрасная фраза о бывшей жене Шредера: «Мир принадлежит тем, кто получает от него удовольствие». Вот для меня лично каждый текст Быкова – удовольствие.
13th-Sep-2010 12:06 pm (UTC) - Идиотизм сердца
Такие грустные мысли, знаю наверное, посещали, посещают многих, соответственно, объединяют :-) Кромешное отчаянье - вот причина для пожатия руки :-) Мне кажется, о чём-то подобном говорил Грибоедов, до него же - Кантемир. И ещё говорили о дураках и дорогах. И пока говорят, немытая Россия хоть как-то трепыхается. А вот как перестанут говорить, тут, батюшка мой, и конец ей, немытой нашей любушке, пожизненно больной идиотизмом сердца.
13th-Sep-2010 12:08 pm (UTC) - Re: Идиотизм сердца
Советую перечесть женитьбу Фигаро.
This page was loaded Jun 2nd 2012, 4:41 am GMT.