grishka_eto_vse (ex_grishka_) wrote in ru_bykov,
grishka_eto_vse
ex_grishka_
ru_bykov

Дмитрий Быков // "Профиль", №32, 5 сентября 2011 года




ДВА КЛАССА


Фильм Авдотьи Смирновой "Два дня" является политическим событием.

Об эстетической стороне картины и не говорю: это профессиональная, в меру умилительная, хорошо разыгранная Федором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт история любви замминистра к провинциальной интеллигентке, беззубая (рязановский "Гараж" куда отважней), но с парой точных реплик, вызывающих в зале предсказуемый аплодисмент. Суть, однако, не в фельетонных остротах, а в верно уловленном духе момента: вертикаль трещит не только потому, что много ворует, и даже не потому, что она из рук вон дурно организована. А потому, что они там, в вертикали, сами не верят ни единому собственному слову; потому что их работа - тотальная имитация, очевидная даже для них; потому что глубоко на дне их души живет тоска - конечно, не по родниковым ценностям родной культуры, а по жизни, в которой есть лево и право, верх и низ. Смирнова рассказывает смешную и внешне абсурдную, но при этом глубоко логичную историю, но не про два дня, а про два класса. Трагедия этих классов в том, что, с их точки зрения, оба они живут неправильно. При этом у одного есть все, а у другого ничего.

"Кроме моральной правоты", - скажете вы, но ведь и моральной правоты нет, вот в чем трагедия. Смирновская интеллигентка постоянно задает себе вопрос: "Что я здесь делаю?". Она прекрасно понимает, что жить на пять тысяч в месяц плюс надой от собственной козы - значит не защищать традиционные ценности, а компрометировать их. Сбежать из ужасной Москвы с ее безнравственными людьми и догнивать в качестве экскурсовода в провинциальной усадьбе полузабытого классика - это не выход, а мягкий вариант самоуничтожения.

Именно это по-настоящему сплачивает героев: они оба не на своем месте и прекрасно это понимают. В объятия друг друга их толкает не внезапная страсть и даже не банальная похоть, разыгравшаяся на лоне духоподъемной нашей природы, а исключительно ощущение зыбкого болота в душе. На том и сблизились.

И здесь Смирнова, сама того не предполагая, видимо, предсказала фундамент той самой оппозиции, из которой в отдаленной перспективе нечто может получиться. Оппозиция возникнет из союза разочарованных государственников и маргинализированных интеллигентов, которых роднит чувство общей неправильности происходящего, общей вины и неуместности. Это чувство доступно весьма немногим, потому что остальные у нас обладают идеально гибким хребтом: они очень адаптивны и уже привыкли к мысли, что никакой России быть не должно, что она вообще только мешает. Интеллигенция уже маргинализировалась и впала в плодотворное отчаяние, из которого чаще всего и получаются красивые поступки; осталось дождаться разочарованных государственников - вроде того, которого так убедительно сыграл Бондарчук. Без этой породы ничего не получится - да, собственно, и никогда в России не получалось: никакая революция и, главное, никакое новое государственное строительство в России не состоялось бы без спонсоров вроде Саввы Морозова, искренне желавшего строить мощное государство и убедившегося, что с такой госсистемой и такими сатрапами никогда и ничего не построишь. Есть ли сегодня подобные фигуры и, шире, есть ли сегодня в России высокопоставленное и достаточно могущественное чиновничество, заинтересованное не только в бабле? Я понимаю, что Михаил Касьянов, по всей вероятности, фигура не того масштаба и не того опыта, чтобы завоевать истинную популярность; но ведь не в популярности дело, честно говоря. Нужны фигуры, пусть даже теневые, которые обладают ровно тремя признаками: 1) статус и влияние; 2) уверенность в том, что Россия не потеряна и перемены в ней возможны; 3) готовность к интенсивным и притом хорошо законспирированным контактам с умной оппозицией. А такая оппозиция есть - и это не те, кто участвует в политике, а те, кто смотрит на все это, думает и негодует. Это российские профессионалы, недовольные, но не перешедшие в разряд "несогласных". Если в России есть шансы на перемены, то осуществить их могут профессионалы снизу при тайной, но мощной поддержке сверху - простите за неизбежные в таких случаях эротические коннотации.

Вот на какие странные мысли наводит фильм "Два дня". Наводит он и на кое-какие другие, но высказать их - значило бы раскрыть главный финальный трюк. Так что подождем октября.
.
Tags: ПРОФИЛЬ, тексты Быкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments