Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Дмитрий Быков // "Собеседник", №46, 28 ноября 2011 года




ТАЙНА РОЛИ ВЫСОЦКОГО В ФИЛЬМЕ «СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ» РАСКРЫТА?

Под премьеру фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» был отдан весь киноцентр «Октябрь».

В первом зале показывали кино, прочие пустовали, в фойе была развернута грандиозная декорация. Первый этаж - аэропорт советских времен, по которому сновали функционеры в двубортных пиджаках и узбеки в халатах. Второй - восточный базар с курами, индюками, гусями (все это в клетках, натуральное и с запахом), орехами и фруктами. Купить гуся было нельзя, орех или фрукт - можно. В фанерных кабинках разливали газировку с сиропом: сироп был барбарисовый, апельсиновый и клубничный, в таких, знаете, конусах, как соки семидесятых годов; советская газировка была вкуснее - потому, наверное, что погода была жарче, а сироп грушевый.

Перед входом в кинотеатр - красная ковровая дорожка с подсветкой. Входили все через вырезанный в черном щите силуэт Владимира Высоцкого. Постоянно объявлялось о задержке рейса. Все это великолепие, как пояснил в конце презентации Константин Эрнст, было устроено на деньги «Реновы» и лично Виктора Вексельберга.

Бомонда собралось страшное количество, оно и понятно - главная премьера года, вся тяжелая артиллерия отечественного вещания и прессы трубит о кинособытии громче, чем Михалков о «Цитадели». И в самом деле, куда «Цитадели» до этого размаха. Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте, Николай Расторгуев, Леонид Ярмольник (его жена Оксана послужила прототипом Тани Ивлевой), Дмитрий Дибров, Алика Смехова, Александр Стриженов с отцом и женой, Екатерина Мцитуридзе, Михаил Куснирович, Андрей Шторх, Андрей Васильев, Даниил Дондурей, Денис Евстигнеев, Константин Ремчуков, Сергей Маковецкий, Сергей Сельянов, пешком прибежавший с «Большой книги» (пробка была такая, что добраться от Пашкова дома до Арбата можно было минимум за час.

Премьера не при чем - какая-то из ветвей власти со своим кортежем полчаса держала весь участок Нового Арбата от Манежа до Никитского под оглушительное протестное бибиканье).

О фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» мы уже писали, повторяться не станем, добавим лишь, что тайна роли Владимира Высоцкого так и не была раскрыта, но некоторые ракурсы (особенно финальная сцена в аэропорту) выдают Сергея  Безрукова с головой, хотя, возможно, он работал не один. Грим виртуозен, Высоцкий очень похож, а что он в фильме не гений, так гения и не сыграешь. Режиссер Петр Буслов (который был мрачен, поскольку фильм монтировали при прямом участии продюсеров и не совсем так, как хотелось бы ему) вспомнил опыт Тарковского - Рублев почти весь фильм бездействует, большую часть его вообще молчит, и лишь десять финальных минут в цвете появляются его шедевры.

Высоцкий на протяжении фильма произносит дежурные фразы, скандалит, борется с ломкой, попутно объясняя возлюбленной: «Я так живу», - да еще более или менее убедительно спорит с приставленным к нему гебистом; но все это для того, чтобы в последнем кадре сочинить одно из последних стихотворений. Сценарист Никита Высоцкий так и формулировал замысел - «Показать, как из этого всего получается вот это».

Андрей Смоляков в роли перековавшегося, но все же чрезвычайно мерзкого гебиста продемонстрировал наилучшую актерскую форму: приятно смотреть на всех - и на Урганта, и на Панина, и на Максима Леонидова, чей персонаж по фамилии Леонидов больше всего похож на Янкловича, - и особенно обаятелен режиссер Дмитрий Астрахан в роли трагикомического сексота Фридмана, - но Смоляков совершил актерский подвиг.

После премьеры я обнаружил его в обществе мамы и нескольких друзей, скромно курящим на лестнице, и заорал шепотом: «Андрей, так глубоко ИМ давно никто не засаживал!» - на что Смоляков энергично кивнул, не уточняя, кому - ИМ. Все ведь понятно. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», у которого хватает и достоинств, и недостатков, при всех своих цитатах из советского кино, и прежде всего из «Экипажа», очень актуален и сделан вовремя.

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» - о том, как несколько плохих и бездарных людей, пусть даже против воли, мучают хороших и талантливых. Это смачный плевок в лицо всем, кто утверждает, будто Россия удержалась «на чекистском крюке». Чекизм и гебизм в картине заклеймены так изобретательно, с такой мерой омерзения, что зритель чувствует себя отмщенным - и за тогдашнее, и за сегодняшнее.

Правда, единодушия в оценках не было. Дмитрий Дибров в очереди в гардероб негодовал:

- Мусоргский бухал, но «Бориса Годунова» мы любим не за это! Гаршин бросился в лестничный пролет и страдал манией преследования, но написать «Лягушку-путешественницу» ему это не помешало! Здесь есть больной и невыносимый человек, а поэта - создавшего целое поколение -- не видно вообще.

Леонид Ярмольник был настроен благодушнее:

- По кино здесь претензий нет - это высокий класс. Но уже лет через десять это будет восприниматься как гениальная вторая серия. А где первая? Где объяснение, почему нам был так дорог Владимир Высоцкий? Контекст знаем мы с вами. А школьники уже не понимают, почему вся страна так сходит по нему с ума...

Алика Смехова, знавшая Высоцкого живьем:

- Высоцкий похож, но дело не в этом. Похож весь поздний СССР, вся атмосфера, напряжение, жара, ощущение, что вот-вот все лопнет... Это так хорошо, что даже неожиданно.

Оксана Акиньшина была на премьере красивей всех и держалась с обычной своей непринужденностью:

- Я могу поручиться за одно - в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» все честно. По условиям - прежде всего по дикой жаре - это был ад. И все, как умели, отвечали на вопрос: как дышать, когда буквально нет воздуха?

Общее мнение - при неизбежных замечаниях, касавшихся прежде всего вторичной и пафосной лирической сцены ближе к финалу, - точней всего выразил великий русский артист, называть которого я, по его просьбе, не стану:

- Неожиданно - не стыдно. Очень не стыдно, хотя ожидалось, сами понимаете...

Я не знаю, планировали ли создатели картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» высказаться против захватившей Россию серой силы. Но высказались они против нее громко и внятно. Совпадает почти все, вплоть до маниакальной подготовки к Олимпиаде. Интересно, что им на самом деле сказал Владимир Путин, посмотрев картину неделю назад. Правильней всего, думается, было бы повторить слова Николая I после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех».

Ужас в том, что Николай после этого правил еще ровно 20 лет.
.
Tags: СОБЕСЕДНИК, тексты Быкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments