?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Открытый урок с Дмитрием Быковым - «Булгаков. Роман для Сталина». 25 октября 2014 
27th-Oct-2014 12:31 pm


Открытый урок с Дмитрием Быковым. Русская литература (2-й сезон)

Урок 6-й. «Булгаков. Роман для Сталина»

Дмитрий Быков: «Я не люблю эту книгу, хотя высоко ценю ее. Такое бывает... Когда в одной книге сводятся Христос и коммунальные кальсоны, всегда есть шанс, что метафизическая, высокая проблематика перетянет коммунальную в иной регистр, но чаще случается наоборот: кальсоны компрометируют тему Христа, утаскивают ее в быт, в социальную сатиру, в анекдот... Место этой книги в одном ряду с двумя другими бесспорными шедеврами, а именно с дилогией об О. Бендере. Этот обаятельный злодей гораздо ближе к Воланду, чем реальный Сатана: проделки Воланда в Москве – именно бендеровские, мелкие, и аналогии тут самые прямые... Мастер и Маргарита – очень точная книга, этого не отнять отпечаток того времени – чудовищного и неотразимо обаятельного – на ней есть. И, как это время, она так же обаятельна и так же чудовищна... Пошлость – в допущении самой мысли о том, что некто великий и могучий, творящий зло, доброжелательно следит за нами и намеревается сделать нам добро...»

Смотреть все выпуски предыдущего сезона.
Comments 
27th-Oct-2014 12:04 pm (UTC)
Джинн, не инфернальная сущность — такое же создание, как и человек. Ergo, Третий роман — "Судьба барабанщика", в инфернальности " дяди" сомнений быть не может, плюс еще туча мёлких бесов-искусителей ("огонь- ребята и все как один отличники"), плюс Азазел — старик Яков (Кстати, эта жуткая похвальба: " стрелял в германскую, стрелял в гражданскую — именно этим Враг и будет похваляться в том и нашем веке. Лет через двадцать скажет: проливал кровь на Донбассе, проливал и в Киеве")
27th-Oct-2014 01:31 pm (UTC)
Лекция о "Судьбе барабанщика", где она как раз встраивается в этот ряд, была уже читана в Кинолектории при библиотеке Эйзенштейна, и кто-то ее даже записывал. Спасибо, вещь действительно недопрочитанная, и дядя явно инфернален, и среда угадана точно, плюс мистический гоголевский Киев и адская старуха. Но джинн все-таки не совсем человек.
27th-Oct-2014 12:51 pm (UTC)
по-моему, блеск. Так обсудить роман, всеми читанный, а понятый одним лишь Быковым - это здорово. Это круто!
28th-Oct-2014 11:24 am (UTC)
Только фотоотчеты..Записей нет из библиотеки..
27th-Oct-2014 08:38 pm (UTC)
Признаюсь, поначалу тезис Дмитрия Львовича о том, что роман предназначен для одного читателя, меня смутил. Однако те доказательства, которые он привел в процессе урока, действительно убедительны. А особенно мне нравится эта раскладка героев по уровням (она уже и раньше применялась при разборе романа "Война и мир"). Кульминация наступила, когда Д.Л. заявил, что дом Мастера и Маргариты должен был превратиться в головешки. И вот тут, как теперь принято говорить, пазл сложился окончательно. Действительно, когда читаешь роман, не оставляет ощущение чего-то неправильного. Ну не может быть Сатана таким мудрым, справедливым и милостивым. Нет, только обман, пустота, пшик. Добило меня то, что Берлиозу отрезали голову только из-за квартиры.

Согласитесь, что Мариэтта Чудакова, при всем уважении, ну ничего не поняла в этом романе. Ее лекция в проекте "Академия" о каких-то незначительных мелочах, деталях. И о том, как она расшифровывала черновики. Вообще не понимаю, зачем публиковать черновики. Замысел писателя может измениться в процессе работы. И, скорее всего, здесь именно такой случай.
28th-Oct-2014 03:21 am (UTC)
простите, а почему то, что Берлиозу отрезали голову из-за квартиры, Вас "добило"?
28th-Oct-2014 02:31 pm (UTC)
Потому что в романе это событие обставлено высокопарными рассуждениями о существовании Христа и божественной предопределенности судьбы, неизвестной простому смертному. А на самом-то деле Воланд, наш мудрый, благородный и "вечно совершающий благо", поступил как обыкновенный гопник, который убивает одинокую старушку, чтобы продать ее квартиру. Раньше я, как, предположу, и многие, попадала в сети обаяния Воланда. Прозрение, устроенное Д.Л., было похоже на удар лопатой по голове.
28th-Oct-2014 09:01 am (UTC)
А я не согласна, что Берлиозу отрезали голову только из-за квартиры. Лиходееву же не отрезали. (Половину той же квартиры занимал, а получил роскошный завтрак и Ялту.) А Берлиозу - не только страшная смерть, но и после еще поглумились, показательную порку устроили: каждому мол по вере, отправляйтесь в небытие... Берлиоз усердствует больше всех на ниве антирелигиозной пропаганды. Будучи великолепно образованным, эрудитом, знатоком, может и талантом. (Помните, на балу, голова поразила Маргариту живыми, полными мысли и страдания глазами?) Он отличается от всей показанной московской шушеры. И даже фамилия - не Лиходеев какой, или там Варенуха, а "Берлиоз, другой, не композитор". Он наследник культуры, сам мог бы быть мастером. Это ему наказание за неправильное расходование божьего дара. Другое дело, что идет оно от Воланда. Ха. (Я всегда считала, что обсуждать МиМ дело бессмысленное. Потому что концы с концами не сходятся. Объясняла это незавершенностью романа. Автор умер, до конца работу не довел, скомпоновано нечто из отдельных многократно переписанных фрагментов. (Женой в основном. То есть Маргаритой, то есть ведьмой ;) Воланд то называется сатаной, то нет. Позиция автора непонятна. Его этическая концепция, на чьей он стороне? Версия ДБ концы с концами связывает: если главные герои Воланд и Пилат, а Мастер и Иешуа - их слабые подопечные, нуждающиеся в их могущественном покровительстве и защите, то тогда, все конечно понятно...)
4th-Nov-2014 08:58 pm (UTC)
Конечно, квартира - ерунда. При безграничной власти Воланда и команды над пространством и временем они могли разместиться и устроить бал где угодно, хоть в спичечном коробке. Берлиоз поплатился именно за пропаганду атеизма. Сердце ему подсказывало, но вот голова мешала принять истину - пришлось отрезать )
И буфетчик мог спастись. Раздать все золотые, уехать из Москвы и вести скромную жизнь - предсказание не сбылось бы. Но он пытался купить себе спасение у посюсторонних сил на ворованные деньги, наивный.
> Другое дело, что идет оно от Воланда. Ха.
Естественно, от Воланда. Как и в Книге Иова: сатана выступает в роли экзаменатора, и отнюдь не против воли Бога. Дьявол с Богом борются в сердцах людей (Достоевский). В высших сферах нет противоборствующих сторон. Воланд - ведомство справедливости, Иешуа - милосердие.
Пилат силен по сю сторону, но в эпилоге он униженно вымаливает у Иешуа прощение. (Как у Достоевского в финале Рогожина утешает князь Мышкин, а, казалось бы, кто из них сильнее...)
29th-Oct-2014 06:27 am (UTC) - ...но и тогда не берите...
В раннеельцинские времена услышал по BBC передачу, в которой "Мастер и Маргарита" сводилась к роману о великом Сталине-Воланде, которым Булгаков пытался купить себе жизнь. Тогда такая трактовка казалась шоковой, и, при всей ее обоснованности, вызывала внутреннее неприятие. Ну не мог так банально разменять свои идеалы человек, создавший Мастера...
Потом была ортодоксальная трактовка романа Кураевым. Его версия "евангелия от Сатаны" красива и многое объясняет на мистическом уровне романа. Но полностью извращает его смысл...
И вот новое для меня прочтение. Лекция Димы Быкова из цикла "Открытый урок" - "Роман для одного читателя", которая (на сегодняшний день? навсегда?) закрывает для меня все вопросы по "Мастеру и Маргарите". А предложенная Быковым структура рассмотрения романа в виде матрицы, на нескольких слоях (бытовом, мистическом, исторически-евангельском) позволяет увязать и объяснить все нестыковки и непонятности романа.
Хотя - как знать? Великий, без сомнения, роман - хотя и безумно гнилой и ядовитый, согласен тут с Быковым - может принести еще немало сюрпризов...
А самое красивое в этой лекции - дополнение Быкова к самой знаменитой фразе романа.
"...Никогда ничего не просите. Особенно у тех, кто сильнее вас. Придут и сами все дадут..." - и лукавое быковское: "Но и тогда не берите..."
This page was loaded Sep 16th 2019, 10:10 pm GMT.