Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

«Манарагу» когда прочту — тогда с удовольствием вам расскажу... (c)

фрагмент программы ОДИН с Дмитрием Быковым от 10 марта 2017 года:

«Близка ли вам концепция, изложенная Сорокиным в новом романе? Некоторые говорят, что «Манарага» — его лучшая работа после «Голубого сала»».

Я ещё не читал «Манарагу», но как раз «Голубое сало» мне не нравится совсем. Мне очень нравится «Метель». Мне кажется, это такая… Ну, это у нас с матерью общее — мы любим гуманизм такой старомодный. Мне кажется, это его самая трогательная книга. Эти лошадки прелестны! «Манарагу» когда прочту — тогда с удовольствием вам расскажу.

Алексей Колобродов Не «жжот» // «RaraAvis», 3 мая 2017 года:

<...> И самое забавное. Весь замысел и содержание «Манараги» восходят, на самом деле, не к рассуждениям о судьбе печатной книги и типографского способа производства, не к интригующей бизнес-перспективе соотношения оригинала и копии, и даже не стенгазетной внутрицеховой сатире, а к полемике (может, и неосознаваемой в подобном качестве) с не менее известным литератором Дмитрием Быковым. Циклом его культуро- и литературоведческих лекций, читаемых на разных площадках и получивших массовое признание посредством ночной программы «Один» на «Эхе Москвы». В словесных потоках Быкова есть и кулинарная струя — сочно, горячо (температура устных выступлений Быкова несколько понижается при вербализации, как у многих, впрочем), вкусно — и только потом возникает желание спорить о пристрастиях. Нормальный эффект послевкусия.

Другое дело, что мериться эскалибурами с Быковым — занятие для Сорокина пропащее. Быков энергичен, жаден до литературы (а не имитирует аппетит), эрудирован (куда там блохам-энциклопедисткам из «Манараги»), хлещет парадоксами, да и с образом будущего разбирается куда аргументированнее. Можно, конечно, говорить, что его лекции — культурный фастфуд, но, знаете, Сорокину «Манараги» до высокой кухни еще дальше. Так, столовский обед в писательском доме творчества... <...>

фрагмент радио-эфира с Дмитрием Быковым на радио «Slavic Family» от 5 мая 2017 года:

<...> Но на Солженицыне я закончил [Открытый урок с Дмитрием Быковым. Русская литература // «RTVi»] ровно потому, что это последний русский классик. Вот, скажем, так. Пока писателей в таком статусе больше не появлялось. В принципе, можно уже о Пелевине читать такую лекцию. Но Пелевин сам себе портит карму каждый год, выпуская ещё одну плохую книгу. Хотя совершенно очевидно, что сейчас писателю нужно или молчать, или резко менять амплуа. Менять амплуа он не хочет. А молчать ему почему-то он не может себе позволить. Нужно, понимаете, нужно прорываться во что-то новое. Потому что повторять себя нельзя. Вот Сорокин перестал писать. Это было очень хорошо. Сейчас он написал «Манарагу». Видимо, по просьбе издателей или самому ему зачем-то захотелось. И явно получился самоповтор. Значит, нужно делать что-то, чего ещё не было. Поэтому я могу себе позволить выпускать книги не ежегодно (большие в смысле, романы), а раз в два, в три года. Вот как придумаю что-то — так могу. Для меня самое страшное — это если твоя следующая книга похожа на предыдущую. <...>

вопрос к программе ОДИН от 5 мая 2017 года, на который Дмитрий Львович не стал отвечать:

michaelstein: Здравствуйте, Дмитрий Львович. Прочитал недавно "Манарагу" Сорокина. Очень люблю его произведения и умение работать с разным материалом. Но последнее произведение жутко разочаровало: получилась то ли затянутая, то ли не доделанная вещь. Что Вы думаете о новом романе Сорокина и, если согласны, чем можете объяснить такую, на мой взгляд, творческую неудачу? Спасибо.

фрагмент программы ОДИН с Дмитрием Быковым от 9-го июня 2017 года:

«Несколько слов о «Манараге»».

Неинтересно, Равиль. Понимаете? Вот при всём желании я не нахожу в «Манараге» Сорокина ничего, что цепляло бы лично меня. Это развитие нескольких идей, высказанных в «Теллурии». Почему-то вся эта проблема с книгами, с их тиражированием, с их поеданием, с готовкой на них — ну, это, мне кажется, так бесконечно далеко от сегодняшней российской реальности, и даже от европейской, потому что Европа, в которой неожиданно произошло такое кратковременное восстание опричнины, она, мне кажется, тоже живёт совершенно другими вопросами. Ну и вообще как-то мне не показалось, что эта книга хорошо написана.

Для меня лучший текст Сорокина за последнее время — как мне представляется, это «Метель». Но опять-таки не думаю, что Сорокина стоит как-то сейчас персонально обсуждать. То есть с этим автором более или менее всё понятно. После «Дня опричника» там, по-моему, не появилось ничего принципиально нового, ничего такого, о чём стоило бы говорить. Кстати, и «День опричника» — ведь по большому счету это замечательное (конечно, нет слов) упражнение на тему «Князя Серебряного». То есть здесь, мне кажется, никакой принципиальной новизны в моделировании русской истории не достигнуто. Одно только мне кажется очень важным, и это замечательно в литературном отношении — вот этот вопрос «Что же будет?» и ответ предсказательницы: «Будет ничего». Это из тех литературных реплик, из тех цитат, которые входят в жизнь крепко и основательно.

ранее о Владимире Сорокине

Tags: комментарии, чужое мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment