Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

Беседа Дмитрия Быкова с Игорем Иртеньевым // "Собеседник", №35(392), август 1991 года

Автора!

Четыре балла

Любимец Москвы Игорь Иртеньев, умный, печальный и невероятно смешной поэт «новой волны», был на площади перед Совмином все три ночи. Вместе с Алексеем Дидуровым, Владимиром Друком, Дмитрием Филатовым, Михаилом Кочетковым, Александром Мирзаяном, Татьяной Миловой — да что там, практически со всеми лучшими поэтами и бардами Москвы. Молодыми и менее молодыми. В толпе видели Андрея Битова и Григория Горина.

Иртеньева звали на радио Белого дома. Но Игорь не услышал. Поэтому он так и не прочел ничего по радио, хотя по цепям порхало его довольно давнее двустишие:

КПСС антинародной
Покажем орган детородный!


А напротив, с другой стороны здания, пели «Елку в Кремле»:

«Метет, метет по всей земле
Железная метла,
Играет Ленин на пиле,
Чудны его дела…

Подводит к елке Дед Мороз
Снегурочку-Каплан,
Он в белом венчике из роз,
Она прошла Афган.

В носу бензольное кольцо,
Во лбу звезда горит,
Ее недетское лицо
О многом говорит».


О присутствии автора многие не подозревали.

— Игорь, ваше главное впечатление от великого стояния на реке Москве?

— В первые минуты я испытал чувство нереальности происходящего. Самая страшная ночь, по моему убеждению, вторая, особенно время с полуночи до двух, когда танков ждали с минуты на минуту. Я знал, что попадаю в зону перекрестного огня, но вел себя, кажется, на твердых четыре балла.

— А кто — на твердые пять?

— Дозорные и те, кто был на баррикадах. Я не пошел бы на танки с голыми руками…

— Как раз и призывали: не идти…

— Да. Но и не паниковал особенно. А самая светлая, самая праздничная — третья ночь. Такое единение, братание мы вряд ли когда-то еще испытаем. Да и слава Богу. Казалось бы, слишком страшен повод, но само это братское ликование для многих, я думаю, останется светлым воспоминанием в жизни. И был один момент: выступает Силаев, лицо вполне официальное, и вдруг — какая-то музыка из автобуса, стоящего рядом, и его речь на фоне этой музыки, и ракеты освещают наш дирижабль-поросятину; и со мной рядом стояли две очень милые собаки, которые лаяли жизнерадостно. Словом, это абсолютно новый жанр, съемки невообразимой картины — речь российского премьера, смех, выкрики, музыка, ракеты, лай... Чудесно!

— Игорь, вам не кажется, что люди, которые ходили под смертью, не скоро и трудно смогут вернуться к обычной жизни и работе? Примеры — и послевоенное время, и «афганцы», а ведь все, кто был на площади у Белого дома, под смертью как-никак ходили?

— Да, это страшно, и истерика в толпе могла начаться в любой момент. А всё-таки вместо нее были радость единения и всеобщая любовь. Я был счастлив. И это дало мне веру в то, что мы все-таки повытравили из себя «совков» — это мой главный вывод из происшедшего.
Tags: СОБЕСЕДНИК, интервью, тексты Быкова
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Дмитрий Быков о Родине верен себе 10 лет спустя

    — Умиляться Родине можно было, лишь отодвинув ее — хотя бы в воображении — на космическое расстояние 2012 (Дилетант о Юлиане Семенове) — Испытывать…

  • Из Telegram

    Любой тебе подтвердит, Не спойлер: В конце добро победит. Не спорим. Но чтобы ты понимал – Не тайна, Что после конца финал, Два тайма. Отсюда…

  • Быков предвосхитил Z еще в 2014м

    "Предо мной чумное лежит пространство, беспросветно, обло, стозевно, зло, непристойно, мстительно и пристрастно и зловонной тиною заросло. Голосит,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments