Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

Дмитрий Быков // "Мелодия", №4, октябрь-декабрь 1986 года

из личного архива Юрия Плевако

Верность романтике

На фирме «Мелодия» подготовлена к выпуску пластинка Новеллы Матвеевой и Ивана Киуру «Мой вороненок» (С40 24183 001), включающая шестнадцать новых песен этих популярных авторов, широко известных всем любителям поэтической, или так называемой авторской, песни. Это третья их совместная пластинка. Песни прежних дисков «Музыка света» и «Баллады» пользуются большим успехом среди молодежи и тех, кто были молодыми в годы дебюта Новеллы Матвеевой.

«Краткость — сестра милосердия» — одна из любимых присказок Ивана Киуру. Очень разные по времени звучания песни нового диска «Мой вороненок» я тоже сравнил бы с работой службы милосердия. Как и всякое настоящее искусство, эти песни целительны. Такое мнение нам доводилось слышать от людей многих и самых разных. И песни эти целительны не только краткостью...

Первые, причем только авторские, песни Новеллы Матвеевой появились еще в пятидесятых годах, но широкой аудитории они стали известны в начале шестидесятых, когда их признали своими и, главное, запели слушатели, преимущественно молодые. В 1966 году, когда Новелла Матвеева была уже автором четырех сборников стихов, вышла ее пластинка — первая в стране пластинка поэтической песни. Произведения этого диска стали своего рода классикой жанра. У одной «Девушки из харчевни» до сих пор есть десятки апокрифических на званий — «Баллада о гвозде», то «Баллада о плаще», то «Хозяйка гостиницы...» Песни эти сразу же вызвали к жизни горячее сотворчество слушателя, были признаны «своими», превратились в городской фольклор. Конечно же, такие песни, как «Цыганка-молдаванка», «Водосточные трубы», «Братья капитаны», «Кораблик», «Дома без крыш» — песни удивительные, но еще удивительнее тут слушательское сотворчество, с тех пор ставшее постоянным и прочным, независимым от прихотей эстрадной моды. С одной стороны — факт большого искусства, а с другой — слушатель, далеко не всегда интересующийся тем, как это сделано, но безошибочно чувствующий «мое» это или «не мое», петь или не петь, любить или не любить!.. Неважно, какое место в своей личной иерархии ценностей те или иные любители поэзии отвели песням Новеллы Матвеевой, чем они покорены были больше: мелосом или неоднозначностью слова в ее песнях, — здесь важнее, что магнетизм их оказался стабильным! Это подтвердилось и следующими дисками Матвеевой — «Стихи и песни» (1978), «Дорога — мой дом» (1982), на которых записаны новые песни — «Поэты», «Шарманщик», «Долина», «За цыганами», «Старинный бродяга», «Дон Алонсо»... Неэстрадный голос Новеллы Матвеевой, ее неповторимая манера исполнения, сразу узнаваемый «свой» аккомпанемент никак не претендуют на исполнительский профессионализм, но в предельной естественности авторского исполнения заключается особая прелесть этих песен, воспринимаемых как единое и цельное действо, как песенный театр Новеллы Матвеевой.

Это ее цветные сновиденья,
Это ее театр передвижной!

(«Караван»)

Вот почему, с неизменным уважением отзываясь о профессиональном исполнительстве, на диски автор предпочитает записывать свой голос.

Часть новых произведений Матвеевой, вошедших в пластику «Мой вороненок», связана с пьесой «Предсказание Эгля» по мотивам Александра Грина. В «Песне по памяти», «Ассоль в скалах» есть то высокое мужество, и достоинство, и вера в обязательность счастья, которыми отмечено все творчество этого большого советского поэта. Входят в эту пластинку и разные по способам возникновения и сюжетам песни, но объединяет их неколебимая верность автора романтике. Песни Н. Матвеевой всегда удивительно зрелищны, сценичны, состоят из бесконечной смены картин, красок, настроений, во всех случаях пронизанных особым «матвеевским» юмором, который принято считать мягким... Одной из лучших романтических баллад нам представляется «Италия», из которой ясно следует, что интенсивность и богатство красок, когда они правдивы, художеству не помеха! Кстати, эта песня наряду с песней на слова И. Киуру «Мой вороненок» — ключевые песни одноименного диска.

Прямое песенное и концертное соавторство Ивана Киуру и Новеллы Матвеевой продолжается уже около пятнадцати лет. Строго говоря, сам И. Киуру музыки никогда не писал: «Я не учен простейшим музыки основам, но в снах моих я лучший музыкант!» (И.К. «Музыка»). Он автор удивительно музыкальных, напевных стихов, — как правило, звук сквозной, — в которых изначально живет внутренняя мелодия. Композитору остается только выпустить ее, как птицу, на свободу. Музыку к его стихам писали многие и профессиональные и непрофессиональные композиторы — B. Калистратов, Л. Осипова, А. Шемардин, В. Баранов, C. Шульга, И. Мусиенко... И Новелла Матвеева исполняла эти песни на общих с И. Киуру творческих вечерах, однако давно уже сочиняет музыку на стихи этого и только этого, очень близкого ей поэта, сама. «Когда сочиняешь мелодию на стихи другого поэта, то и мелодия получается тоже иная, новая», — говорит Н. Матвеева, известная прежде всего как мелодист собственной поэзии. Так что на дисках, общих с И. Киуру, Н. Матвеева — уже не тот композитор, которого любители поэтической песни знали до семидесятых, и это очень любопытно!.. Что же побудило известнейшего песенного автора сочинять музыку на стихи, пусть даже одного, но другого поэта? Только ли родство душ?.. «Азарт уловления музыки именно этого, сложного стиха!— отвечает Новелла Матвеева. — Собственно музыка ведь лишь с виду на поверхности, а на самом деле таится в глубине. И тут уже берет верх азарт преодоления трудности по добыче музыки, по проявлению ее, потому что стихи этого поэта не похожи на стихи других авторов. Чем? Сложностью звукописи, всегда мотивированной, всегда оправданной. Таковы песни «Варданэ», «Гимн Солнцу», «Мой вороненок», «Плоты» и не вошедшие еще на пластинки «Скакун», «Венеция», «Над Москвой облака высоки»...» Но и в композиторской песне творческий почерк Новеллы Матвеевой узнается безошибочно: прихотливость мелодии, частая и непринужденная смена ритмов и настроений, заключенных в самом стихе, хоть она и говорила, что «неожиданны для нее самой», но все же все это органично вписывается в круг ее авторских песен. Тем интереснее диски, на которых оба поэта представлены по-новому: Киуру — как песенник, Новелла Матвеева — как композитор. Прежние общие диски уже доказали, что этот творческий союз давно признан и высоко оценен слушателями.

Едва ли не главная черта лирики Ивана Киуру — жизнерадостность, жизнеутверждение. Этой жизнерадостностью проникнута вся песня «Мой вороненок», давшая название новому диску. Перестук колес зеленого поезда, простор майского утра, дыхание ветра в первых листьях в стихах переданы прекрасно, а ритмическое своеобразие и подвижная живопись стихов этого поэта отмечались многими. Но лишь мелодия выявила их главное настроение. Это чувство прелести обновленного мира стало своего рода камертоном пластинки — вот почему песня дала ей название!

На общих концертах Новеллы Матвеевой и Ивана Киуру, куда, как известно, попасть не всегда легко, один автор читает стихи, другой исполняет песни. На диске, на этом концерте в миниатюре, звучат их общие произведения в тонкой и вдумчивой музыкальной интерпретации Новеллы Матвеевой, но присутствие обоих авторов ощутимо по мирному и мужественному духу их поэзии. Надо отметить, что песни этого диска, такие, например, как «Табор», «Я родился у моря», «Рыцарь Торвальд» и другие, написаны, заново отредактированы и сокращены авторами за последние три- четыре года.

И еще. Слово «романтика» довольно часто употребляется в разговорах о творчестве этих авторов. Да, это романтика мировоззрения: непримиримость к злу, мужество, гордость и любовь к жизни, нравственный максимализм. То есть не романтика атрибута, но поэзия подлинно романтическая. Художник немыслим без серьезного роста и укрупнения взгляда, но цель его неизменна — служить людям. Песни Новеллы Матвеевой и Ивана Киуру добры без сентиментальности, а если уж слышится в них тень грусти или отчаяния, то что ж, поэт и должен быть честен и не обязан носить на лице маску застывшего веселья. И все же главный стержень пластинки — радость!

Веселые и мужественные, честные и добрые без навязчивости, песни Новеллы Матвеевой и Ивана Киуру убеждают: стоит жить, стоит бороться и надо быть самим собой и верить в поэзию, сохранять верность ей. Эти песни делают жизнь светлее и ярче, возрождают веру в силу добра и разума. Это ли не высшая задача искусства?
Tags: тексты Быкова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments