Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

ДМИТРИЙ ЛЬВОВИЧ vs. МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ





Дмитрий Быков в программе «Вавилон» // Хельсинки/Москва, медиа-проект «Пространство смыслов», 26-го июля 2017 года:

<...>

[Дмитрий Быков:]
— Ну, это должен быть почти Сетон-Томпсон… Представляете себе, если бы Сетона-Томпсона написал Гришэм [John Grisham]. Вот так примерно. И я могу рассказать, какой роман это мог бы быть.

[Дмитрий Запольский:]
— Так.

[Дмитрий Быков:]
— Это мог бы быть роман о человеке, который с помощью глупых и жадных помощников, которых он всех интеллектуально гораздо выше, спасает гибнущую популяцию уссурийских тигров. И он держит их в неволе, потому что, если они выйдут на волю, им угрожает тысяча опасностей. Но проблема в одном. По стартовым условиям сюжета в неволе уссурийские тигры не размножаются. И чем он больше концентрирует эту неволю, чем больше он защищает их пространство, тем быстрее убывает популяция. И вот поняв, что они гибнут под давлением внешнего мира, он в конце просто убивает их всех. Это могла быть страшная, кровавая, сильно написанная сцена. Он их всех знает по именам в этом заповеднике. И каждого из них он убивает, чтобы они не достались чужому, враждебному миру. Потому что единственное условие существования популяции (по его мнению) это замкнутость. Если б он их выпустил, они бы размножились, они бы победили, они бы удивили мир. Но он не может их выпустить, потому что тогда он не будет им нужен. Это может быть потрясающий по силе роман. Но вот я пока не чувствую себя в силах его написать. Если у вас получится, то проблемы с вашей монетизацией отпадут навеки.

[Дмитрий Запольский:]
— Дмитрий, самое смешное, что сюжет, который вы сейчас описали и эта фабула…

[Дмитрий Быков:]
— Да.

[Дмитрий Запольский:]
— …она имеет совершенно реальную историю. В Таиланде в прошлом году, где полиция и армия захватили заповедник, буддистский монастырь, заповедник с тиграми, которых монахи… монахи… причём, настоятель монахов именно таким образом содержал, не мог выпустить и в конце концов убивал…

[Дмитрий Быков:]
— Гениально. Клянусь вам, я этого не знал. Видите, великие умы иногда прозревают.

[Дмитрий Запольский:]
— Я вам пришлю ссылку.

[Дмитрий Быков:]
— Пришлите, пожалуйста. Это потрясающая… это готовая история романа.

[Дмитрий Запольский:]
— Эта фабула абсолютно… абсолютно укладывается вот в то, что вы говорите. Просто на 98%.

[Дмитрий Быков:]
— Ну он и есть… Видите, Дима, он и есть буддист в каком-то смысле. Только не зря он… Ну, скорее, не буддист. Не зря он Махатму Ганди упоминал.

[Дмитрий Запольский:]
— Ну да, индуист.

[Дмитрий Быков:]
— Конечно, он, скорее, адепт недеяния.

[Дмитрий Запольский:]
— Стихийный даос.

[Дмитрий Быков:]
— Да, даос. Об этом многие говорят. Интересная идея. Давайте такой роман напишем. Я один не потяну.

[Дмитрий Запольский:]
— Давайте-давайте-давайте. Договорились. Вот прямо сейчас в прямом эфире мы с Быковым договариваемся, что мы совместно сделаем такой… такую книгу, которую прочитает Он.

[Дмитрий Быков:]
— Не просто прочитает, а которая его заставит растрогаться, заплакать, задуматься отпустить популяцию, понимаете? Это великая идея.

[Дмитрий Запольский:]
— У меня есть ощущение, что он уже где-то почитал этот роман. Вот сегодня и то, что он делает, это примерно и есть попытка, попытка…

[Дмитрий Быков:]
— Да-да, конечно-конечно.

[Дмитрий Запольский:]
— …попытка [нрзб.] популяцию.

[Дмитрий Быков:]
— Но то, что он сейчас слушает это, несомненно. Ведь ваша программа, я думаю, входит в перечень его постоянных развлечений.

[Дмитрий Запольский:]
— Естественно.<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 19-го января 2018 года:

<...>

Что касается рейтинга сегодняшних трикстеров, то безусловный лидер — это Трамп. Я говорил, кстати, своим студентам на Creative Writing School у Кучерской: «Ребята, если вы сейчас напишете роман о противостоянии Трампа и Ким Чен Ына, в каковом противостоянии Ким Чен Ын будет скучным злодеем, вроде Филиппа Испанского, а Трамп — чем-то вроде Уленшпигеля, таким бродячим трикстером… ну, или не бродячим, то этот роман будет всемирно популярен. Напишите его, это очень живая история». Написать их параллельное развитие, параллельные действия. Написать таинственный внутренний мир Ким Чен Ына, потому что мы ничего не знаем про этого человека, он предельно закрыт. Мы знаем только, что он очень любит сыр эмменталь, что само по себе уже достаточно экзотично, особенно в его стране. Короче, если кто-то напишет сейчас такой роман, то Трамп — это идеальный трикстер. И этот роман будет бестселлером по обе стороны океана. Просто надо его хорошо написать.

Понимаете, в чем проблема? Трамп — это жертва черного пиара. И он человек в самом деле временами неровный, достаточно противный. Иногда он выглядит, как в этом новейшем бестселлере, глуповато. Но это не так. Если взглянуть на него иначе, можно… Ну, я, естественно, не даю никаких советов его здешним поклонникам былым, вроде Симонян, и его фанам из числа русских политконсерваторов. Ну, просто перепиарить, перепозиционировать Трампа можно очень легко. Человек, который ломает тошнотворную серьезность этого мира. Он насмешничает над окружением. Он пародирует автобиографические книги Обамы, заявляя, что он самый умный; пародирует стиль американского истеблишмента. Он вообще герой-пародист, действующий, ну, в жанре высокой пародии, если угодно.

И вот попытаться в Трампе увидеть трикстера, который вышучивает истеблишмент,— это, я думаю, была бы отличная книга. Мало того, что Трамп был бы очень рад и вы бы стали его любимцем, но это дает определенные возможности взглянуть на эту фигуру под другим углом зрения. Так что из всех трикстеров, действующих сегодня в мире, он наиболее перспективен, как мне кажется.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 29-го июня 2018 года:

<...>

У меня сейчас есть интересный проект — я об этом рассказывал уже. Вот эта Creative Writing School, которой руководят Кучерская и Осипова. Они придумали такую историю, что создаются две писательских команды. Писатель набирает себе молодых учащихся, по добровольному их выбору, или по своему отчасти. Пишет такой как бы сценарий романа, и его команда — все-таки обучение — этот роман пишет. Не как негры, это делается, так сказать, на коллективной ответственности и под коллективным псевдонимом. Я не буду говорить, кто второй автор, а вот первый — я, может, будут еще какие-то. И мы с моей командой вот давеча собрались по обыкновению в Рюмочной на Никитском, — естественно, в трезвом абсолютно обществе, и придумали этот роман.

Как мне кажется, он придуман хорошо. То есть на какой-то важный нынешний вопрос он отвечает. Тема, сфера совершенно для меня новая, абсолютно не освоенная, я думаю, если мы доведем это до ума, вы будете совершенно поражены, узнав, о чем он. Но я думаю, вы просто меня не угадаете, — настолько это мало на меня похоже. Вот мы сейчас задумали делать такую историю, будем это в течение ближайшего года осуществлять. Кстати, если какие-то добровольцы хотят поучаствовать, так сказать, welcome. Там много работы, это большая книга, много будет тем, и много желающих, я думаю, понадобится, чтобы отдельные эпизоды написать. Если кто-то хочет поработать под моим, так сказать, скромным руководством, обращайтесь dmibykov@yandex.ru, я принимаю добровольцев. Вот это будет роман на чистой технике, и все равно я думаю, что какие-то важные современные проблемы он затронет, только в очень неожиданной форме. Это очень такая сенсационная история. Давайте попробуем. А может быть полный провал. Но провал же это тоже школа.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 6-го июля 2018 года:

<...>

Я получил порядка 30 предложений от разных людей поучаствовать в написании коллективного романа, вот в этом романе-баттле. Шесть их них меня заинтересовали, но отвечу я всем, обещаю вам и сразу скажу, что сотрудничеством с этими шестью далеко не ограничусь. Роман предполагается пестрый, очень большой — большой просто по охвату материала. И, конечно, здесь небольшому коллективу, который сейчас над ним работает, пока не справиться. Разумеется, я буду вас привлекать активно. Поймите, я рассчитываю в основном на людей, живущих в Москве или могущих приехать в Москву. Потому что некоторые вещи на письме не объяснишь. Некоторые вещи я должен объяснять лично, а многое мы решаем мозговым штурмом, собираясь в разных местах, либо в Тургеневке, либо в Рюмочной на Никитской, там, где нам удобно в центре. Поэтому извините, если кто-то из иногородних окажется в результате… не скажу, отвергнут, но переведен во вторую очередь. Естественно, я буду со всеми по возможности встречаться.

<...>

«Есть ли возможность поучаствовать в написании вашего романа из Киева, со связью по Skype?»

Нет, Леша, никак, потому что как вы будете в мозговом штурме участвовать по скайпу? Мы можем с вами сделать иначе: если вы мне напишите, чем вы конкретно интересуетесь, я вам пришлю тему для главы. Потому что там в романе очень широкий тематический спектр, и я попрошу вас написать главу на тему, в которой я сам, может, не компетентен, а вы, может быть, разбираетесь.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 12-го июля 2018 года:

<...>

Теперь что касается бесчисленных и тоже меня радующих предложений поучаствовать в написании коллективного романа. Костяк пишущих у меня определился, но с остальными я тоже свяжусь. У меня есть ощущение, ребята, что нам придется с вами в начале сентября, когда работа пойдет плотно, когда костяк будет расписан, нам придется развиртуализоваться. И мы соберемся, и тогда небольшим кругом — те, кто приедут, кто смогут, те, кто в Москве,— я назначу место встречи, мы все сойдемся снова, и я раздам задания. Вот это, пожалуй, оптимальный вариант, потому что пребывание в Москве — это железное условие, я должен контролировать процесс, мы должны обговаривать, нам нужны будут мозговые штурмы. И, конечно, в начале сентября, в первых его числах, возможно, на ММКЯ, вот этой книжной ярмарке, мы сойдемся, выпьем чаю и я раздам бланки с заданиями.

<...>

«Планируете ли вы очередной новогодний эфир?»

Я вообще ничего не планирую в жизни своей, и спасибо, что вы спрашиваете, значит, вам не надоело. Я больше всего боюсь надоесть. Знаете, раз уж у нас исповедальная такая эта программа,— среди ночи можно сказать о себе все,— я очень солидарен с мнением Константина Райкина (Кстати, поздравляю его с недавним днем рождения. Константин Аркадьевич, привет тебе большой!), вот эта замечательная такая фраза: «Больше всего на свете я боюсь ситуации, когда меня не надо, а я есть». Поэтому, скажем, когда я провожу вот эти свои семинары с прозаиками молодыми, с которыми мы пишем роман, я больше всего боюсь, что им со мной скучно. У нас бывают какие-то идеи, у нас идут эти мозговые штурмы, а они сидят со скучающим видом, я думаю: «Да ну, зачем я вообще это затеял». И поэтому я очень боюсь превратиться в такое навязчивое новогоднее блюдо. Если вы хотите — напишите мне, меня это духовно поддержит, но я сам не убежден, что это нужно. И вообще, моя бы воля, я бы как-то минимизировал свое присутствие в эфирном пространстве. А то опять будут разговоры о том, что «вас много».

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 19-го июля 2018 года:

<...>

«Что сделать для участия в вашем проекте коллективного романа?»

Ну подождите осени, соберемся все вместе и поговорим.

<...>

«Почему вы против открытых концов в кино?»

Мне видится в этом род безответственности. На самом деле я собираюсь писать вот этот наш коллективный роман с открытым финалом, так что иногда… Чему поглумишься, тому и поклонишься.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 31-го августа 2018 года:

<...>

«Расскажите, пожалуйста, про вашу идею написать коллективный роман».

Слушайте, давайте уже наконец соберемся. Всем, кто хочет писать коллективный роман, всем, кто хочет в нем участвовать, всем, кто мне об этом написал, я в следующей программе объявлю время и место сбора. Сценарий этого романа, его сюжет утвержден. Мы — те, кого я отобрал, основные авторы — собрались и его расписали. Я соберу участников, дам им одно конкретное задание, соберу с них, конечно, не подписку, а устное соглашение о молчании. Они напишут один фрагмент, по этому фрагменту я пойму, годятся они или нет, отберу желающих, и мы будем с ними работать. Насчет того, что выбрать, где собраться? Скорее всего, это будет Тургеневская библиотека, потому что такого количества желающих никакая рюмочная не вместит. Но если Светловка или Тургеневка, где мы часто собираемся и где работает «Creative Writing School», нам предложат помещения. Я получил 50-60 предложений, а это только для москвичей, говорю сразу, или для тех, кто может приезжать в Москву. Потому что коллективное писание романа требует моего личного периодического контроля, и наших совместных переговоров и совещаний. Место встречи и время будет объявлено в следующий раз. Оно будет объявлено в зашифрованной форме, так что это смогут понять только, скажем так, наши читатели умные, то есть это будет не для всех.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 7-го сентября 2018 года:

<...>

«Расскажите о вашем проекте с Веллером, «Битва романов»?»

Да, вот я как раз обещал тем, кто хочет сам поучаствовать в романе, я обещал им найти помещение и их в субботу собрать. Но я помещение не нашел, потому что ни Светловка, ни Тургеневка мне в субботу не могут его предоставить. А собирать на природе, на пленэре как-то… Понимаете, во-первых, непредсказуемое количество людей. Заявок я получил 60. Придет, конечно, меньше, но не меньше, допустим, 30. Следовательно, уже мы можем создать пресловутые трудности для движения транспорта. Значит, ищите помещение. Кто может такое помещение — у себя ли на работе или еще где-то — найти — сообщите мне, и мы соберемся в следующую субботу. Я, так сказать, «не оставляю стараний, маэстро», я буду искать варианты. И CWS их ищет.

Что касается самого проекта. Две команды по сочиненному профессионалами сценарию пишут два романа. Какой из этих романов оказывается популярнее, читабельнее и тиражнее по итогам продаж, — та команда и выигрывает. Пока проект выглядит так. Если по каким-то причинам не договорятся с издательством или не сложится соревнование, или не получится замер популярности, неважно, если какие-то оргпричины не состоятся, мы этот роман напишем все равно. У меня команда-то набрана, и команда довольно крепкая. И тот сценарий романа, который мы придумали, он до такой степени нравится мне самому, и этот роман мне кажется таким перспективным в смысле его что ли читательской емкости, его приманчивости, что если даже у меня команда распадется, я его сам напишу. Мне ужасно нравится эта история. Она совершенно неожиданная, она на совершенно неожиданном для меня материале, который мне, в принципе, абсолютно не свойственен. Но это как бы… Вот я даже не буду вам рассказывать про что. Но я могу вам пока предложить отборочный конкурс, очень простой. И я тогда уже чётко всем напишу, куда приходить.

Значит, все желающие мне на адрес dmibykov@yandex.ru могут прислать один кусок, не более трех машинописных страниц, трех страниц Word’а, ну примерно 6 тысяч знаков, не более, это максимум, где будет описан один эпизод футбольного или хоккейного матча. Просто потому, что я обнаружил безошибочным критерием талантливости автора и способности его написать динамичный текст — служит его способность написать один спортивный эпизод. Ну, есть вариант «один обед» и есть вариант «эпизод сексуальный». Но с этим справляются ну очень немногие. Если вы абсолютно уверены в своих писательских силах, пишите это. Но пока я прошу мне на dmibykov@yandex.ru прислать один спортивный эпизод.

<...>

Еще раз напоминаю, на мой постоянный адрес присылайте, если вы хотите поучаствовать в романе, один спортивный эпизод. Если хотите раунд бокса описать, годится раунд бокса. Ну, просто я пойму, с кем имеет смысл связываться, а кому лучше оставаться пока на дистанции. Еще раз говорю: постоянный костяк авторов у меня есть, но он может, по условиям игры, расширяться. Этот роман можно писать хоть вдесятером, хоть впятером, хоть в сотне разных, значит, участников, в сотне. Это не принципиально совершенно.

<...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 14-го сентября 2018 года:

<...> А вообще, большому поэту в силу такой гармоничности его мирочувствования, мировоззрения, редактировать толстый журнал правильно. Это не значит, что я себя продвигаю на эту должность, я уже говорил о том, что руководство какими-либо проектами, кроме очень локальных — вот романных, и так далее, я на себя брать не буду в ближайшее время.

Я получил, кстати, порядка шестидесяти, пятьдесят семь, если быть уж совсем занудой, романных фрагментов. Из них три мне подошли. Это не потому, что все написали плохо. Примерно половина — ну, половина это трэш абсолютный, я из этого исходил. Другая половина — это очень качественно написано, слишком качественно. Но мне нужна динамика в этом романе, понимаете? Помню, как Новиков Владимир нам все время повторял тыняновскую формулу: «Литература — это динамическая речевая конструкция». Нужно больше динамики. Если вы умеете что-то хорошо описывать, то ради бога. Вот приехал Франк Тилье в Ленинград, в Питер, я вчера его интервьюировал там. Очень интересный человек, и романы его интересные, там в особенности «Страх» или там «Красный пояс» — не, очаровательный писатель. Но он хороший рассказчик, хорошо говорит. И вот я его спросил, по-английски мы разговаривали, частично нам переводчица помогла: «Что интересно?» И он сказал, что только темпом можно удержать современного читателя, только бешеным ритмом. Я говорю: «Ну а как же еда и секс?» Он говорит: «Я вот с ужасом замечаю, что моим героям некогда заняться едой и сексом, они постоянно путешествуют. Это единственное, чем я могу удержать читателя. Вот ритмом. Тот, кто владеет ритмом, владеет миром». Эта его формула мне тоже очень понравилась.

Я боюсь, что ритмом не владеет большинство авторов — ну, мне приславших. Три фрагмента — да, замечательные. Я разослал письма, кто еще не получал, тем напишу, но три мне очень подошли. С тремя я буду работать. Соответственно, пока отпадает необходимость в помещении, потому что не так много участников проекта, чтобы не собираться в рюмочной иногда или в Тургеневской библиотеке. Всем, кто предложил помещение, мое душевное спасибо. <...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 3-го января 2019 года:

«Как идут дела с вашим коллективным романом?»

Да хорошо идут. Я очень жалею, что на эфире — это тяжкий мой грех — я не дал слово Тане Ларюшиной. Вернее, я ее всячески настропалил, пригласил, у нее как раз день рождения был, довольно нежный еще возраст. Она — один из лучших членов этого коллектива и один из лучших поэтов нашего семинара. И я собирался дать ей слово в конце второго часа, но она сбежала к детям. Это ошибка моя, вы бы ее послушали, и вам бы очень понравилось. И Ларюшина, и Журуков, и Тисленко — они все работают над этим романом. Да я еще назвал только половину коллектива, другую я даже просто не буду раскрывать, но… <...> Я думаю, что этот коллективный роман увидит свет где-то летом. Я не знаю, что происходит с альтернативной группой, со второй, а мы пишем… Они пишут. Курирует этот роман с нашей стороны довольно известный специалист по теме, тему раскрывать пока не буду. Но то, что я читаю, мне жутко нравится. По-моему, они, собравшись — это верный признак удачи — записали вместе лучше, чем по отдельности. И они, собравшись, производят уже впечатление, как Ильф и Петров, какого-то единого автора. Это очень интересно.

<...>

«Что значит — «тему романа раскрывать не буду»? Все же знают, что про футбол».

Все знают, но не знают про что. Что он про футбол, я никогда не скрывал. А что происходит в романе — коллективном, который я курирую, — я раскрывать не буду и никому не расскажу. Я не знаю, будет ли он. Хотя уверен, что будет. Пока написанное очень хорошо.


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 22-го февраля 2019 года:

<...> Второй такой автор, тоже молодой совсем, школьник — Иван Чекалов. Я получил его рассказы по почте, довольно стремительно я его вовлек в круг авторов нашего этого коллективного романа, который, слава богу, закончен. Мне осталось что-то туда вписать, но уж это я впишу. Почему я Чекалова позвал? Потому что такого своего «сына полка» на коллективном проекте иметь полезно. Он как-то и сам растет, и учится, и всех сплачивает как-то. Всегда приятно иметь объект общей заботы, который вдруг еще и оказывается умнее вас всех. И мы — у нас такой суровый мужской коллектив, с единственным исключением в виде блистательного поэта Тани Ларюшиной, в остальном у нас сугубо мужская компания — мы Чекалова приняли, и он как-то очень органично вписался. Вот его рассказы меня поражают, честно вам скажу. Я не хочу совершенно Чекалову портить жизнь, потому что ранняя похвала — это вещь вредная, но я абсолютно убежден в том, что у этого мальчика очень хорошее будущее. У него диалоги замечательные. И тоже у него какие-то новые эмоции. Он очень независимый. Он такой трудно коммуникабельный, его как-то не больно похвалишь, не попокровительствуешь ему. Вот эти двое внушают мне самые серьезные надежды, хотя пока они еще ничего не написали. Но во всяком случае, те главы, которые в роман написал Чекалов, я бы вот зуб не зуб, но крупную сумму дал бы в пари, что автору 28-30 лет. А ему 17. Это вот какая-то ранняя зрелость, ошеломляющая абсолютно. Я давно такого явления не видал. <...>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 12 апреля 2019 года:

<...> Самое главное, что мы сдали наконец (и то еще не до конца сдали) вот этот вот наш коллективный роман. Меня тоже многие спрашивают, когда он выйдет. Презентация его намечена на ММВКЯ, Книжную ярмарку, и я думаю, что к этому моменту он выйдет. Уже есть люди, прочитавшие роман веллеровской группы, и о нем отзывы очень интересные. Я заранее, значит, бью копытом, как старый конь при звуке боевой трубы; я люблю соревновательность, мне это в литературе интересно. С самим Веллером я бы никогда не смог конкурировать, но с его группой моя группа, я думаю, посоперничает достойно. Мы будем презентовать будущее издание на книжном фестивале летом, предположительно, 3 июня. И, скорее всего, сдадим книгу 20 апреля. <…>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 2 мая 2019 года:

«Как обстоят дела с вашим романом-финалом?»

Я бы очень просил — там сейчас сидят люди на «Эхе» — распечатать мне первые главы. Окончательный вариант мы уже сейчас подготовили. Грех сказать, я ребят закомплексовал. Потому что хотя и придумывал роман и как-то раздавал эти все идеи его исполнителям, когда они это написали, это оказалось лучше, чем я придумал и лучше, чем я бы написал. Просто низкий поклон всей этой команде. И Тане Ларюшиной, написавшей совершенно волшебные любовные сцены. И Ване Чекалову, который только что мне прислал собственную книгу рассказов,— я начал ее читать, и вот уж тут закомплексовал серьезно, потому что он школьник. И Дэну Кахелину, который вообще влез в текст на очень поздних стадиях, и я дал ему сложнейшее задание. Я бы сам с ним не справился, а он героически выпрыгнул из него, просто героический пируэт сделал. И, конечно, Журукову любимому и Шишканову любимому, двум главным рабочим лошадкам этого романа. У меня не было никогда такой команды. И да, господи, как я мог забыть — Аркадий Тесленко — наш поэт и кроме того, наш главный продюсер. Аркадий Тесленко, который, собственно, и сбил эту команду, собрал ее. Ох, ребята, если бы вы знали… Ну мы сейчас будем, 2 июня, презентовать все это на Красной площади в рамках книжного фестиваля. Если бы вы знали, какое это счастье и праздник, когда реальность оказывается лучше твоих предположений о ней. Это ужасное счастье. Когда это можно будет читать? Наверное, это можно будет читать 5 сентября, когда выйдет эта книга. Веллеровская команда тоже свою сдала. <...>
Tags: ОДИН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment