?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Александр Ширвиндт (фрагмент интервью) // "Аргументы и факты", №38, 19 сентября 2018 года 
20th-Sep-2018 12:31 am
berlin
Александр Ширвиндт: «Жду, когда Ломоносов в лаптях с рукописью припрётся»

«Стол завален пьесами, а ставить нечего», — пожаловался «АиФ» худрук театра сатиры.

— Сейчас цензуры нет…

— Её действительно нет — в том смысле, что я могу ставить всё, что захочу. Важно лишь, какой будет резонанс. Но это уже не цензура, это последствия. Существует советский атавизм, внутренний перепуг художников: начинают что-то делать, но вдруг думают: «Ой, не пройдёт». Вроде всё можно, а практически ничего нет. А тогда ничего было нельзя, но были острые, неожиданные, закрытые настоящей цензурой спектакли. Вот такая метаморфоза.

А главное, ничего сатирического не пишут. У меня стол завален пьесами. Не читать нельзя, потому что: а вдруг Салтыков-Щедрин своё творение прислал или Ломоносов припёрся в лаптях и принёс за пазухой рукопись. Но никаких Ломоносовых пока нет. А что касается людей, склонных к ироническо-сатирическому острому глазу, они занялись публицистикой. Например, обращаюсь я к архиталантливому Дмитрию Быкову. Он говорит брезгливо: «Ну ладно. Может быть, напишу пьесу «Домашний арест». Всё равно не поставите». Я отвечаю: «Поставлю-поставлю». Полтора года жду. У них «нет эрекции» на театр. Такая сейчас необходимость существовать в борьбе, что нет времени написать пьесу. Сядешь за письменный стол и отстанешь по дистанции полемики месяца на три. <...>

Дмитрий Быков в программе ОДИН от 7 сентября 2018 года:

«Зачем своими подписями поддерживают Собянина Волчек и Ширвиндт? Неужели затем, чтобы и дальше сеять разумное, доброе, вечное? Что им терять?»

Тяготение большого художника к власти — это особая тема. Вот только что, значит, вышел роман Домбровского «Державин», переизданный спустя много лет. И там я писал предисловие. Почему там Державин сделан сторонником Екатерины, а не Пугачева? Для художника характерно тяготение к иерархиям, особенно когда этот художник в статусе сам. А эти иерархии для него ассоциируются с действующей властью. Это характерно не только же для Волчек или Ширвиндта. Это характерно для огромного числа людей, которые в сегодняшней России, как Пушкин, боятся «бунта бессмысленного и беспощадного». Для них лучше нынешняя власть, чем хаос. Художник вообще не любит хаоса. И как писал Блок в своих лекциях-речах вступительных про Отелло: «Художник всегда борется с хаосом, в какие бы одежды этот хаос не рядился». Вот им кажется, что Собянин тоже борется с хаосом.

Я придумываю им благородные мотивировки, потому что и Волчек, и Ширвиндта люблю, и не хочу думать о них плохо. Конечно, ими движет не корысть. Все, что надо, они уже от жизни получили. А они хотят теперь, возможно, посодействовать благому делу.
This page was loaded Aug 19th 2019, 9:50 am GMT.