Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

Дмитрий Быков (опрос) // «DP.ru», 4 ноября 2018 года

Пока мы едины. Народный праздник или лишний выходной?

Раньше в начале ноября отмечали годовщину Октябрьской революции, потом — День согласия и примирения, а теперь — День народного единства. Праздник торжественно гремит по стране уже 13 лет, но и смысловой кризис в этот день становится очевидным. "ДП" обратился к людям самых разных взглядов. Прилепин, Лимонов и Быков рассказали, появился ли за эти годы у праздника смысл и что могло бы по-настоящему объединить граждан в России.

День поиска смысла

День народного единства парадоксальным образом породил в народе много споров. Одни воспринимают этот день как неуклюжую попытку заменить 7 ноября. Другие просто пожимают плечами и радуются лишнему выходному. Третьи выходят на "Русский марш" и зачем-то поднимают правые руки, что закономерно приводит к еще большему негодованию. Четвертые смотрят на все это из московского "Жан-Жака" и ехидно хихикают. Сложно получается.

История Дня народного единства напоминает попытку заполнить русскую идеологическую пустоту. В 1997 году годовщина Октябрьской революции превратилась в безликий День согласия и примирения, от этого названия веяло стыдливостью и беспомощностью. Общество смотрело на это название с усмешкой: какое еще согласие и примирение, ребята, девяностые на дворе!

Девяностые прошли, и стало понятно, что с праздником надо что-то делать. Дата потеряла актуальность, а терять выходной не хочется. "Согласие и примирение" идеологическую дыру не заткнуло. И в 2005 году пришлось обратиться к истории.

С историческими датами все оказалось сложнее: сказалась путаница в календарях.

Итак, 22 октября (1 ноября) 1612 года ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Пожарский, по исторической легенде, вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и пообещал после этой победы построить храм в ее память. 23 октября (2 ноября) поляки подписали капитуляцию, а сдался гарнизон только на следующий день.

В 1630-е годы у Красной площади появился тот самый обещанный Пожарским Казанский собор, а в 1649 году царь Алексей Михайлович приказал отмечать день Казанской иконы Божией матери не только летом (8 июля по юлианскому календарю), но и 22 октября, в день рождения первенца Дмитрия Алексеевича и в память об избавлении Москвы от поляков.

В XX и XXI веках эта дата соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно это мы и отмечаем с 2005 года.

Но что вышло — то вышло. День народного единства стал, наоборот, одним из разобщающих факторов. В этот день националистические организации проводят "Русские марши". И пусть национализм нынче в России слаб, а наиболее радикальных граждан загнали в подполье или посадили в тюрьму, споры о нем не утихают.

Продолжаются и исторические споры: а какой смысл отмечать день, в который, в общем-то, ничего не произошло?

В общем, разногласий в этот день (как и в любой другой) больше, чем единства.

Зачем все это нужно

Отдавая дань названию праздника, "ДП" решил спросить об отношении к нему писателей, блогеров и общественных деятелей с самыми разными взглядами на прошлое и настоящее России. Нужен ли нам этот праздник? Что может по-настоящему объединить людей в России? Вариантов ответа много.

Писатель Захар Прилепин уверен, что глубинного смысла в празднике до сих пор так и не появилось.

"Большую часть русского народа могло бы объединить воссоединение с Донбассом, а лучше с Новороссией. Это было бы реальным, а не мнимым днем народного единства, который, конечно, хоть и празднуется достаточно пышно, на глубинном уровне и на уровне осознания праздником не является", — рассказал Прилепин "ДП".

Впрочем, кто празднует — пусть празднует.

"Думаю, большинство людей, если их всерьез опросить, не испытывают даже толики чувств, связанных с 9 мая или даже 7 ноября, — уверен Прилепин. — Я этого не чувствую категорически, люди тоже не чувствуют. Мне праздник не мешает, если люди хотят праздновать — почему бы и нет, ради бога. Но мне кажется, даже день воссоединения с Крымом вызывает больше эмоций".

А писатель Эдуард Лимонов в разговоре с "ДП" назвал День народного единства искусственным праздником.

"Это абсолютно искусственный день. Нельзя вытащить любую дурь из истории и объявить ее праздником, это невозможно. Седьмое ноября было праздником, а четвертое так никто и не понял", — сказал Лимонов корреспонденту "ДП".

По словам писателя, 4 ноября — "мутная" дата, в отличие от конкретного исторического события — Октябрьской революции.

"Все-таки он (праздник 7 ноября — Ред.) был для наших отцов, дедов значительным событием, это было историческое событие, оно зафиксировано. А 4 ноября — что-то мутное мелькает, 1612 год, бред сивой кобылы", — добавил Лимонов.

Блогер и переводчик Дмитрий "Гоблин" Пучков настроен таким же образом.

"Праздник "народного единства" выдуман и внедрен с единственной целью — чтобы граждане не праздновали 7 ноября. Замена, мягко говоря, странная. 7 ноября произошло главное событие ХХ века — Великая Октябрьская социалистическая революция. Ключевое слово — великая. Миллионы граждан получили самую настоящую свободу, получили возможность хорошо питаться, свободно трудиться. А 4 ноября мы пообещали полякам жизнь и свободу, выманили их из Кремля — и зарезали. Что тут праздновать-то? Неудивительно, что эта выдуманная дата никого не интересует и никто ее не отмечает, не говоря уже о том, чтобы праздновать", — сказал Пучков корреспонденту "ДП".

Объединить граждан в наше непростое время, по словам Пучкова, могут не самые праздничные вещи.

"При капитализме объединить общество может только внешний враг и война. Что мы, собственно, сейчас вокруг себя и наблюдаем", — добавил он.


А писатель и публицист Дмитрий Быков более резок в высказываниях. Нельзя одновременно говорить о народном единстве и при этом разобщать народ, уверен он.

"Объединить людей может очень многое, почти все. Но нельзя праздновать День народного единства и одновременно всеми способами это народное единство разрушать, натравливать одну часть народа на другую, постоянно подчеркивать, что у нас есть скрепы, а есть пятая колонна, что мы окружены внешними врагами и разъедаемы внутренними. И когда Россия отмечает этот праздник — наверное, это все же праздник будущего, а не настоящего", — рассказал Быков "ДП".

Более оптимистично на праздник смотрит общественный деятель Кристина Потупчик.

"Праздники же! Праздники по-настоящему и объединяют жителей России. Новый год, 9 мая, Пасха, на которую уминают куличи даже самые отпетые атеисты. 4 ноября — тоже праздник, напоминание о единстве и многообразии России. Это праздник молодой, его традиции только-только начинают вырабатываться, но я думаю, он в итоге станет в полной мере отвечать своим целям", — рассказала Потупчик в разговоре с "ДП".

текст: Александр Пелевин
Tags: комментарии
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments