?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Евгений Понасенков // "YouTube. Канал здравого смысла: блог Евгения Понасенкова", 29.01.2019 
30th-Jan-2019 04:52 pm
berlin
«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©


«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©

Дмитрий Быков в программе ОДИН от 3-го января 2019 года:

«Прокомментируйте исторические книги Понасенкова».

Слушайте, тысячу раз я их комментировал. Я люблю Женю Понасенкова как человека храброго и веселого. Меня раздражает, как и многих, его кокетство и самолюбование, но это, наверное, имманентные черты сноба. Я люблю снобов за что? Раньше я снобизм ненавидел. Помню, с Катей Поспеловой, моей параллельноклассницей и сейчас известным оперным режиссером, имел в молодости долгие дискуссии о том, что снобизм – это хорошо или плохо. Она утверждала, что снобизм – это хорошо, я считал, что отвратительно. С годами я стал понимать, что снобизм имеет свои притягательные стороны. Это неучастие в грязных делах, это забота о том, как ты выглядишь. Апломб ведь тоже имеет позитивные стороны. Человек, который снобирует…

Ну вот Отар Иоселиани мне в интервью говорил, что сноб – это тот, кто пытается быть благородным, не будучи. Это попытка пересесть в первый класс, будучи пассажиром третьего. Согласен. Но снобу небезразлично, как он живет, что о нем говорят, как он выглядит. Это важно. Поэтому я и повторяю все время эту мысль, что сноб посредственно живет, но героически умирает. Для меня сноб – это (в Понасенкове есть его классические черты) человек храбрый, подставляющийся – я люблю людей, умеющих подставляться. Мне такое, знаете, совершенство, безупречность, перфекционизм – это мне не то чтобы чуждо, я все-таки отличник, у меня есть комплекс отличника. Но я не стремлюсь к такой абсолютной безупречности, не слишком нервничаю из-за этого. Сноб подставляется. Он умеет себя спозиционировать как человека наивного и самовлюбленного.

Понимаете, сноб – это Уайльд. В Уайльде есть христианское начало. Я даже больше вам скажу: Уайльд больший христианин, чем Честертон. Жизнь Уайльда более христианская, чем жизнь Честертона. И даже больше вам скажу: поэзия Уайльда более христианская, чем честертоновская. При том, что Честертона надо любить, он тоже трогательный, он тоже подставляется. Но в ненависти Честертона к снобизму столько плебейского, столько пошлого. Я, наверное, хотел бы дружить с Уайльдом. С Честертоном я хотел бы выпивать, наверное, но я бы понимал, что я ему глубоко безразличен, что он выпивать со мной выпивает, но забывает обо мне на другой день. Уайльд не был эгоцентриком, он играл в эгоцентрика. Вот чем отличается снобизм от нравственной тупости. И мне кажется, что Понасенков – человек нравственно разборчивый и непростой.

Что касается его главной идеи – что Наполеон выиграл войну 1812 года. Он ее проиграл, по факту, потому что он связался с Россией. Действительно, Россию нельзя завоевать, потому что она уже завоевана собственной властью, что тут сделаешь? Народ относится к собственной власти как герой стокгольмской эпопеи, жертва стокгольмского синдрома. Но действительно Россию завоевать нельзя, во всяком случае, на ее территории. Войны, которые она ведет на территории чужой, редко успешны, если брать там японскую, крымскую – условно на чужой, на границах, а вот когда она заманивает врага в глубину, тут уж ничего не поделаешь. Тут увязает все и гибнет все. Когда народ поднимается, чувствуя, что сабля попала достаточно глубоко, с этим народом уже не сладит никто.

Но, невзирая на это, идеи Понасенкова помогают выгнуть наоборот палку, которая слишком долго перегибалась в другую сторону. Его мнение о гениальность Кутузова, мнение такое резко негативное, скорее смешно, но я к Кутузову отношусь с огромной нежностью, но при всем при этом он неоднозначен, не так хорош, как у Толстого. Понасенков делает правильное дело, скорее, я бы сказал, благородное. При том, что можно не соглашаться с ним практически ни в чем.
This page was loaded Sep 19th 2019, 11:56 pm GMT.