?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Арсений Занин (фрагмент интервью) // «Диалог», 28 февраля 2019 года 
28th-Feb-2019 10:26 am
berlin
Стас Барецкий: «Брат-3 — это то, что происходит в моей голове»

Музыкант, администратор агентства ритуальных услуг, человек-шоумен в малиновом пиджаке с автоматом в руках Станислав (Стас) Барецкий решил вплотную заняться кино. Раньше он только снимался — причём в лентах с разбросом от «2-Асса-2» и «Шапито-шоу» до сериалов «Литейный» и «ППС» — а теперь пошёл в режиссуру. И начинает лихо: с продолжения «братской» дилогии Алексея Балабанова. Зачем ему это нужно, о чём будет фильм, и почему продолжение в искусстве одна из старейших традиций — обсудили с самим Барецким и киноведом, автором «Искусства кино», членом жюри фестивалей «Побег» и «ПитерКиТ» Арсением Заниным. А ещё попросили известного сценариста написать сюжет для «Брата-3» — вдруг Стасу пригодится?

Киновед: «Если бы Барецкий знал, что «О.С.П.-студия» придумала всё это до него, он бы их прокусил, как пивную банку»

Арсений Занин специализируется на авангарде — для «Искусства кино» он пишет про Хитилову и Каравайчука, а с нами поговорил о Барецком и Балабанове. По его словам, если не «замыливать» взгляд штампами из СМИ, то очевидно, что это фигуры одного масштаба.

— Сегодня часто сетуют на тотальную сиквелизацию, вот и на Барецкого сразу все накинулись. Но ведь «продолжательство» в искусстве придумали даже не вчера?

— Конечно, нет. Сиквел и плагиат — древнейшие виды художественной практики. Вспомните Гомера: «Одиссея» — это в чистом виде сиквел «Илиады». Если бы в Древней Греции уже были трейлеры, то второй гомеровский текст анонсировался бы так: «От создателя нашумевшего блокбастера об отважных покорителях Трои. Новый суперхит о лучшем из них — Одиссее. Вы узнаете детали его личной жизни. Страсть, приключения, сражения с чудовищами. Скоро в кино! Ну, то есть на вашей «книжной полке». Или, скажем, Дмитрий Быков в лекции «Евангелие от Роулинг» говорил, что Новый завет — это пародийное продолжение Ветхого завета.

— Вы серьёзно?

— Абсолютно. Просто надо понимать, что пародия — это высокий жанр, это оптимистические светлое переосмысление, а не хихиканье в духе «Очень страшного кино» или Максима Галкина, к чему нас приучил телевизор. Я могу найти эту запись, кстати, если хотите (здесь Арсений достал телефон и открыл видео, где писатель и теоретик литературы Дмитрий Быков действительно рассказывает о пародических свойствах Нового завета).

«Новый завет — это пародия на Ветхий; пародия весьма жёстокая, полная смешных каламбуров, которые в арамейском оригинале очень заметны. Пародия, которая базируется на пересмеивании главного тезиса: ведь в Ветхом завете главное — закон, а в Новом завете это совсем не главное, и закон можно нарушать ради милосердия. И в Христе вообще очень много иронии, очень много насмешливости. И это самое принципиальное в нём. Потому что в жестокий мир Отца, в мир жестоких закономерностей он приносит весёлую, насмешливую, свободную ноту», — без тени насмешки утверждает Быков. <...>

Беседовал Глеб Колондо
This page was loaded Sep 19th 2019, 10:53 am GMT.