?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Дмитрий Быков (интервью) // "Московский комсомолец (Германия)", 1 апреля 2019 года 
2nd-Apr-2019 08:33 am
berlin
Дмитрий Быков: «В России литература стала почти национальной религией»

Дмитрий Быков по праву считается одним из самых известных и плодовитых современных российских авторов. Лауреат премии «Большая книга» и «Национальной Бестселлер» за биографию Бориса Пастернака, премии «Большая книга» и победитель по результатам интернет-голосования за роман «Июнь», автор биографий Максима Горького, Владимира Маяковского и Булата Окуджавы. О своем взгляде на литературу и современных детях Дмитрий Быков рассказал в интервью редакции «МК-Соотечественника».

─ Педагоги всех стран криком кричат, что дети перестали читать, что в тренде у молодежи ─ клиповое мышление: информация усваивается лишь поверхностно... Так ли это, по-вашему?

─ Они об этом кричали лет десять назад, сегодня, наоборот, уже стало общим местом появление двух новых гениальных поколений. Те, кому 18-22, и те, кому 12-15. Я общаюсь с некоторыми восьмилетними и поражаюсь скорости их мышления, да и объему прочитанного. Правда, я заговорил об этом раньше — просто потому, что столкнулся с этим еще в школе. Учителю проще, он ближе к реальности, как этого требовали в советское время от писателя.

В чем тут дело и почему у нас растут такие дети ─ каждый отвечает по-своему. Кто-то за все благодарит айфон, смартфон, интернет, кто-то замечает, что они родились и выросли в сравнительно сытые годы и их лучше кормили, кто-то, подобно мне, надеется на эволюционный скачок. Но, в конце концов, всякое межвоенное время, когда долго не было всемирных катастроф, порождало пару-тройку великих модернистских генераций, от которых многого ждали — но которых и страшно боялись. Боялись так, что срочно кидали их в топку глобальной войны или социального катаклизма. Я надеюсь только, что глобальная война стала невозможной, — но и гибридная сгодится, чтобы угробить новую модернизацию. Вот почему я не столько боюсь самих этих «гадких лебедей», сколько боюсь ЗА НИХ. И делаю все возможное, чтобы им было не так трудно жить — умным, как вы знаете, всегда непросто.

Я особенно хочу подчеркнуть, что таковы далеко не все. Процент этих умных значителен, они коммуникабельны и легко побеждают, но вокруг них люди прошлого, которые тоже не дремлют. Человечество расслаивается, одна его часть стремительно движется вперед, другая медленно откатывается назад. К счастью, эти дети с их опережающим развитием умеют грамотно притворяться и мимикрировать, даже попросту исчезать из поля зрения остальных. Но я не убежден, что нам удастся сосуществовать без глобального конфликта. Поэтому пока надо наблюдать и в случае чего быстро реагировать.

─ Вы как-то сказали, что преподавание сегодня «более осмысленное занятие, чем журналистика». По-прежнему так считаете? Есть ли у вас собственный рецепт, как «заразить» молодежь чтением и любовью к литературе?

─ Не думаю, что сейчас кого-то надо «заражать». Они и так читают очень много. Во всяком случае, мой нынешний десятый в школе «Золотое сечение» быстрей меня знакомится с главными новинками эпохи. На разных языках. Моя задача другая ─ вписать современность в общий контекст, объяснить логику ее развития, выявить тенденции. И конечно, совместное с детьми думание вслух, — а наши лекции как раз и превращаются в такие мозговые штурмы, — это интересней, осмысленней и в каком-то смысле полезней, чем журналистика.

─ Выбор Гарри Поттера для одной из лекций, чем обусловлен? Вы думаете, что с помощью Гарри вас лучше поймет молодежь?

─ Да она понимает в принципе, но эта книга интересна для анализа. У Роулинг получилось — отчасти, думаю, случайно, как молния случайно ударяет в дерево, — Евангелие XXI века. Ведь каждое столетие по-новому пересказывает миф о бродячем учителе, трикстере, плуте, — все мировые бестселлеры написаны на этот сюжет: миф о Сократе, о Гамлете, об Уленшпигеле, о Шерлоке Холмсе, об Остапе Бендере... Это все одна и та же история, я пытаюсь выявить набор ее главных сюжетных инвариантов и сквозных героев вроде предателя или глуповатого друга. Мне интересно, что добавила Роулинг к этому мифу, (она добавила мысль о необходимости перебежчика со стороны зла, потому что без него победа стала невозможна, ну и еще кое-что существенное). Интересно, как он преломляется в разные эпохи. Именно с помощью этой догадки я уже после третьего тома предсказал, что Гарри Поттер умрет и воскреснет.

─ Еще одна ваша лекция будет посвящена роману Булгакова «Мастер и Маргарита», о котором написано множество работ. Что еще нового можно сказать о «Мастере»?

─ Моя лекция не совсем о «Мастере». Она о другом сюжете ─ фаустианском, который пришел на смену трикстерскому. Начался он, по моим расчетам, с «Телемахиды», то есть с мифа о сыне Одиссея. У него уже есть фаустианские черты, именно он — главный герой ХХ века, и, как ни парадоксально, именно в этом мифе спрятан ключ к сюжету русской революции. На фаустианский сюжет написаны все главные романы о ней ─ «Доктор Живаго», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Хождение по мукам» и, как ни парадоксально, «Лолита». Подробнее я все это буду рассматривать в лекции.

─ С чем у вас ассоциируется Германия? Есть ли в Германии что-то, что, по вашему мнению, стоит привить на российскую почву?

─ Ну, в таких категориях я не мыслю. Для меня Германия — страна, которая в тридцатые-сороковые уничтожила себя. С ней случился рак, — у наций он тоже бывает, — и она его не пережила. На ее месте теперь, в сущности, другая страна с другими национальными мифами, с другой культурой, а на месте прежней Германии огромное табу, к которому всем страшно прикасаться. Я знаю, что многие думают иначе, но вы ведь спросили меня. Эта новая Германия заслуживает подробного изучения, но для меня культура классической Германии подытожена романом Манна «Доктор Фаустус» — последним романом об искушении мастера, о главном сюжете ХХ века. О нем я тоже буду говорить.

─ В чем состоит верность, как вы сказали, «культуре дедов»? И что вы подразумеваете под этим?

─ Каждый вкладывает свой смысл в эти слова. Я исхожу из поэмы Мицкевича «Дзяды» — из мифа о незримо присутствующих предках, память которых отмечается поздней осенью, в так называемые «осенние дзяды». Это национальный дух, связь с которым неизбежна для всех, родившихся на этой территории. Культура предков ─ это именно культура скорби, как о том написано в книге Александра Эткинда «Кривое горе». Культура памяти. Поскольку в России литература почти стала национальной религией, для нас особенно важна связь с ней и позиция по отношению к ней.

─ Вы сами ходите в библиотеку?

─ Хожу главным образом для изучения газет. Я пишу исторические романы, сейчас как раз заканчиваю книгу о 1939 годе — третью часть «И-трилогии», взгляд с другой стороны на те же времена, о которых написан «Июнь». Тут без читального зала Исторической библиотеки или газетного зала Публички никак не обойтись...


Встречи Дмитрия Быкова организованы мюнхенским Лекторием «Культурные люди». В Германии тур проводится совместно с культурным Проектом UMlautSpace (Берлин).

Тур по Германии 2019:

Гамбург
3.05.2019
Начало в 19.00
Новая лекция: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст

Лейпциг
4.05.2019
Начало в 18.00
Творческий вечер

Берлин
5.05.2019
Начало в 16.00
Детская лекция: «А о чем Гарри Поттер?» 10+

Берлин
5.05.2019
Начало в 19.30
Новая лекция: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст

Эссен
6.05.2019
Начало в 19.30
Творческий вечер

Кельн
7.05.2019
Начало в 19.30
Новая лекция: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст

Мюнхен
10.05.2019
Начало в 19.30
Новая лекция: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст

Мюнхен
11.05.2019
Начало в 17.00
Детская лекция: «А о чем Гарри Поттер?» 10+

Штутгарт
12.05.2019
Начало в 18.00
Творческий вечер

Подробная информация о программе тура в Германии на сайте: www.dmitry-bykov.eu.

Телефоны для справок: +49-160-94 90 98-35 и +49-160-351-36-05.
This page was loaded Jun 18th 2019, 8:37 am GMT.