
Nikolai Rudensky (14.06.2019):
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
«Я категорически не могу осуждать никого из подписавших заявление — Осетинскую, Муратова, Колпакова и Тимченко. Хотя бы потому, что Муратову я очень многим в жизни обязан. Да и, в общем, Колпакова и Тимченко считаю сейчас в России лучшими журналистскими руководителями и их издание считаю лучшим».
Почему то, что г-н Быков многим обязан г-ну Муратову и высоко ценит деятельность руководителей «Медузы», мешает ему критически оценить их позицию, не вполне ясно. Впрочем, далее он, мало заботясь о последовательности, эту позицию критикует.
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
«Я категорически не могу осуждать никого из подписавших заявление — Осетинскую, Муратова, Колпакова и Тимченко. Хотя бы потому, что Муратову я очень многим в жизни обязан. Да и, в общем, Колпакова и Тимченко считаю сейчас в России лучшими журналистскими руководителями и их издание считаю лучшим».
Почему то, что г-н Быков многим обязан г-ну Муратову и высоко ценит деятельность руководителей «Медузы», мешает ему критически оценить их позицию, не вполне ясно. Впрочем, далее он, мало заботясь о последовательности, эту позицию критикует.
без комментариев
Nikolai Rudensky (14.06.2019):
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
««Что вы можете сказать об антисемитизме Чехова?»
Слушайте, я думаю, что антисемитизм Чехова был (если он был вообще) частным случаем его общей людофобии. Он людей вообще недолюбливал… Чехов никого не любил, он имел о человеке такое медицинское представление. Люди — кроме красивых женщин (и то если они помалкивали) — внушали ему скуку. Он же говорил: «Ни один степной пейзаж не нагонит такой скуки, как четверть часа со скучным собеседником»».
Ср. в очерке Чуковского «Чехов»:
«Можно написать целую книгу о том, как работал он в Ялте в попечительстве о приезжих больных. Взвалил на себя такую нагрузку, что, в сущности, один-одинешенек являл в своем лице чуть ли не все учреждение... Многие чахоточные приезжали тогда в Ялту без гроша в кармане... лишь потому, что им было известно, что в Ялте живет Антон Павлович Чехов: «Чехов устроит. Чехов обеспечит и койкой, и столовой, и лечением!».. Он роптал, ему было мучительно трудно... но все же ежедневно устраивал их и, если они были евреи, выхлопатывал для них право жительства в Ялте».
Какая-то необычная людофобия (включая антисемитизм).
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
««Что вы можете сказать об антисемитизме Чехова?»
Слушайте, я думаю, что антисемитизм Чехова был (если он был вообще) частным случаем его общей людофобии. Он людей вообще недолюбливал… Чехов никого не любил, он имел о человеке такое медицинское представление. Люди — кроме красивых женщин (и то если они помалкивали) — внушали ему скуку. Он же говорил: «Ни один степной пейзаж не нагонит такой скуки, как четверть часа со скучным собеседником»».
Ср. в очерке Чуковского «Чехов»:
«Можно написать целую книгу о том, как работал он в Ялте в попечительстве о приезжих больных. Взвалил на себя такую нагрузку, что, в сущности, один-одинешенек являл в своем лице чуть ли не все учреждение... Многие чахоточные приезжали тогда в Ялту без гроша в кармане... лишь потому, что им было известно, что в Ялте живет Антон Павлович Чехов: «Чехов устроит. Чехов обеспечит и койкой, и столовой, и лечением!».. Он роптал, ему было мучительно трудно... но все же ежедневно устраивал их и, если они были евреи, выхлопатывал для них право жительства в Ялте».
Какая-то необычная людофобия (включая антисемитизм).
без комментариев
Nikolai Rudensky (21.06.2019):
Дмитрий Львович Быков:
«Есть божьи чудеса, есть явление благодатного огня в Иерусалиме, есть проявления бога на Земле, есть его вмешательства в историю...»
Явление так называемого благодатного огня в Иерусалиме действительно есть, но оно имеет вполне земную природу, на что указывали в свое время даже некоторые церковники. Что же касается божьих чудес вообще, то в одном из очерков Алданова читаем:
«Давид Юм говорит где-то, что в чуде, то есть в единичном отступлении от так называемых законов природы, нет ничего невозможного. Оно только маловероятно. «Поэтому, — прибавляет Юм, — когда мне какой-нибудь почтенный джентльмен описывает, как он своими глазами видел чудо, я вовсе не доказываю ему, что этого не может быть. Я только про себя сравниваю вероятность двух гипотез, которые обе вполне допустимы: может быть, действительно на глазах почтенного джентльмена случилось чудо; а может быть, почтенный джентльмен врет»».
Дмитрий Львович Быков:
«Есть божьи чудеса, есть явление благодатного огня в Иерусалиме, есть проявления бога на Земле, есть его вмешательства в историю...»
Явление так называемого благодатного огня в Иерусалиме действительно есть, но оно имеет вполне земную природу, на что указывали в свое время даже некоторые церковники. Что же касается божьих чудес вообще, то в одном из очерков Алданова читаем:
«Давид Юм говорит где-то, что в чуде, то есть в единичном отступлении от так называемых законов природы, нет ничего невозможного. Оно только маловероятно. «Поэтому, — прибавляет Юм, — когда мне какой-нибудь почтенный джентльмен описывает, как он своими глазами видел чудо, я вовсе не доказываю ему, что этого не может быть. Я только про себя сравниваю вероятность двух гипотез, которые обе вполне допустимы: может быть, действительно на глазах почтенного джентльмена случилось чудо; а может быть, почтенный джентльмен врет»».
без комментариев
Николай Руденский («The Insider», 24.06.2019):
Пара фраз дня: Дмитрий Быков vs Максимилиан Волошин
Революция не для обывателей
Я на этом и пытаюсь настоять во всех своих разговорах о русской революции, об изуродованном и обесчещенном советском проекте: что эта революция предназначена была вовсе не для пыточных дел мастеров, не для тех, кто любит сводить счеты с соседями, писать доносы или допрашивать с пристрастием. Эти люди любую социальную катастрофу (а иногда и вполне мирную эволюцию) используют для одного и не умеют ничего другого. Как говорил Фазиль Искандер, ни одна экономическая теория не учитывала класса черни, составляющего две трети живущих, — а именно тех, кто сам ничего не умеет и другим не дает. Русская революция нужна была мастерам, гениям, профессионалам: да, у них не очень хорошо обстоит с человечностью, вообще с эмпатией, с пониманием чужих чувств и так далее. Мастер всегда эгоист, на этом основана фаустианская коллизия. Но для профессионалов эта революция была идеальна, и в считанные годы они создали в России великую науку и культуру, потрясающую педагогику, несравненную творческую среду. Нормальным обывателям, каковые преобладают во всяком обществе, эта эпоха была невыносима, они о военном коммунизме потом пятьдесят лет вспоминали с содроганием.
Дмитрий Быков, писатель, поэт и публицист
Вот девятнадцатый год: этот год был одним из самых ужасных в смысле большевицких злодеяний. Тюрьмы Чека были по всей России переполнены… каждую ночь выгоняли из тюрем мужчин, женщин, юношей на темные улицы, стаскивали с них обувь, платья, кольца, кресты, делили меж собою. Гнали разутых, раздетых по ледяной земле, под зимним ветром... Минуту работал пулемет, потом валили, часто недобитых, в яму, кое-как заваливали землей... Кем надо было быть, чтобы бряцать об этом на лире, превращать это в литературу, литературно-мистически закатывать по этому поводу под лоб очи? А ведь Волошин бряцал… Чего стоит одно это томное «ах!». Но он заливался еще слаще:
Вейте, вейте, снежные стихии,
Заметайте древние гроба!
То есть: канун вам да ладан, милые юноши, гонимые «к черному точилу»! По человечеству жаль вас, конечно, но что ж поделаешь: ведь убийцы чекисты суть «снежные, древние стихии»…
Страшней всего то, что это было не чудовище, а толстый и кудрявый эстет, любезный и неутомимый говорун и большой любитель покушать.
Иван Бунин. «Волошин»
Пара фраз дня: Дмитрий Быков vs Максимилиан Волошин
Революция не для обывателей
Я на этом и пытаюсь настоять во всех своих разговорах о русской революции, об изуродованном и обесчещенном советском проекте: что эта революция предназначена была вовсе не для пыточных дел мастеров, не для тех, кто любит сводить счеты с соседями, писать доносы или допрашивать с пристрастием. Эти люди любую социальную катастрофу (а иногда и вполне мирную эволюцию) используют для одного и не умеют ничего другого. Как говорил Фазиль Искандер, ни одна экономическая теория не учитывала класса черни, составляющего две трети живущих, — а именно тех, кто сам ничего не умеет и другим не дает. Русская революция нужна была мастерам, гениям, профессионалам: да, у них не очень хорошо обстоит с человечностью, вообще с эмпатией, с пониманием чужих чувств и так далее. Мастер всегда эгоист, на этом основана фаустианская коллизия. Но для профессионалов эта революция была идеальна, и в считанные годы они создали в России великую науку и культуру, потрясающую педагогику, несравненную творческую среду. Нормальным обывателям, каковые преобладают во всяком обществе, эта эпоха была невыносима, они о военном коммунизме потом пятьдесят лет вспоминали с содроганием.
Дмитрий Быков, писатель, поэт и публицист
Вот девятнадцатый год: этот год был одним из самых ужасных в смысле большевицких злодеяний. Тюрьмы Чека были по всей России переполнены… каждую ночь выгоняли из тюрем мужчин, женщин, юношей на темные улицы, стаскивали с них обувь, платья, кольца, кресты, делили меж собою. Гнали разутых, раздетых по ледяной земле, под зимним ветром... Минуту работал пулемет, потом валили, часто недобитых, в яму, кое-как заваливали землей... Кем надо было быть, чтобы бряцать об этом на лире, превращать это в литературу, литературно-мистически закатывать по этому поводу под лоб очи? А ведь Волошин бряцал… Чего стоит одно это томное «ах!». Но он заливался еще слаще:
Вейте, вейте, снежные стихии,
Заметайте древние гроба!
То есть: канун вам да ладан, милые юноши, гонимые «к черному точилу»! По человечеству жаль вас, конечно, но что ж поделаешь: ведь убийцы чекисты суть «снежные, древние стихии»…
Страшней всего то, что это было не чудовище, а толстый и кудрявый эстет, любезный и неутомимый говорун и большой любитель покушать.
Иван Бунин. «Волошин»
без комментариев
Nikolai Rudensky («Facebook», 28.06.2019):
Дмитрий Львович Быков:
«Я называю его [Путина] не злодеем в том смысле, что зло, которое он творит, он творит не ради наслаждения, зло не доставляет ему удовольствия. Сталин или, скажем, Иван Грозный любили наблюдать за допросами и казнями. И они злорадствовали, когда расправлялись с врагами, у них был личный интерес. Я думаю, что у Путина нет наслаждения злом».
Иван Грозный вроде бы действительно любил наблюдать за казнями и пытками. О Сталине таких сведений, насколько я знаю, нет. Вспоминается разве что рассказ Александра Орлова о том, как он (Сталин) неудержимо хохотал на вечеринке в узком кругу, глядя на начальника своей охраны Паукера, изображавшего, как вел себя перед расстрелом Зиновьев. Но это все же немного другое. Представить же себе Сталина в роли зрителя в застенке НКВД как-то трудно. Что же касается Путина, я бы не стал исключать, что он испытывал известное злорадство в ходе, например, долгой расправы над Ходорковским, хотя и наблюдал за ней как бы со стороны. Да и вообще следует ли называть злодеем только того властителя, который лично присутствует при всяческих зверствах и получает от этого удовольствие? Ведь в таком случае придется исключить из числа злодеев и Гитлера. Да и Гиммлеру однажды при виде массовой казни стало дурно, и пришлось его увести. Значит ли это, что он не был злодеем?
Дмитрий Львович Быков:
«Я называю его [Путина] не злодеем в том смысле, что зло, которое он творит, он творит не ради наслаждения, зло не доставляет ему удовольствия. Сталин или, скажем, Иван Грозный любили наблюдать за допросами и казнями. И они злорадствовали, когда расправлялись с врагами, у них был личный интерес. Я думаю, что у Путина нет наслаждения злом».
Иван Грозный вроде бы действительно любил наблюдать за казнями и пытками. О Сталине таких сведений, насколько я знаю, нет. Вспоминается разве что рассказ Александра Орлова о том, как он (Сталин) неудержимо хохотал на вечеринке в узком кругу, глядя на начальника своей охраны Паукера, изображавшего, как вел себя перед расстрелом Зиновьев. Но это все же немного другое. Представить же себе Сталина в роли зрителя в застенке НКВД как-то трудно. Что же касается Путина, я бы не стал исключать, что он испытывал известное злорадство в ходе, например, долгой расправы над Ходорковским, хотя и наблюдал за ней как бы со стороны. Да и вообще следует ли называть злодеем только того властителя, который лично присутствует при всяческих зверствах и получает от этого удовольствие? Ведь в таком случае придется исключить из числа злодеев и Гитлера. Да и Гиммлеру однажды при виде массовой казни стало дурно, и пришлось его увести. Значит ли это, что он не был злодеем?
без комментариев
Nikolai Rudensky («Facebook», 05.07.2019):
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
«Когда я слышу «может быть, лучше сначала обеспечить народ материально, а потом уже лезть в космос?» — я с теми, кто выбирает космос. Потому что благополучия у нас не будет никогда... Ведь и Королев почему-то мечтал о космосе, а не о том, чтобы все в стране жили в нормальных домах».
Если бы эта мысль прозвучала из уст бедного человека, живущего в хибаре, она была бы столь же спорной и, возможно, даже глупой, но по крайней мере не вызывала бы вопросов морального порядка.
Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:
«Когда я слышу «может быть, лучше сначала обеспечить народ материально, а потом уже лезть в космос?» — я с теми, кто выбирает космос. Потому что благополучия у нас не будет никогда... Ведь и Королев почему-то мечтал о космосе, а не о том, чтобы все в стране жили в нормальных домах».
Если бы эта мысль прозвучала из уст бедного человека, живущего в хибаре, она была бы столь же спорной и, возможно, даже глупой, но по крайней мере не вызывала бы вопросов морального порядка.
без комментариев
Николай Руденский («The Insider», 05.07.2019):
Пара фраз дня: Дмитрий Быков vs Герман Геринг
От масла люди только толстеют!
Но вот одно я могу сказать совершено точно: некоторые стенания по поводу того, что России надо сначала решить свои бытовые проблемы, а потом уже строить современную технику и пугать мир, — эти стенания, на мой взгляд, демагогичны и неосновательны, потому что выбор очень простой… И вот можно спросить: а не лучше ли сначала обеспечить свой народ сливочным маслом, чем космосом? Вот я с теми людьми, которые выбирают космос. Потому что масла не будет в любом случае… дело в том, что никогда в России не будет бытового благополучия… Всегда это будет страна таких коллективных и масштабных неустройств… Ведь и Королев почему-то мечтал о космосе, а не о том, чтобы россияне жили в комфортных домах. Почему-то космическая мечта или любая сверхчеловеческая мечта является в России доминирующей. Надо примириться, что это такая страна и такой тип сознания.
Дмитрий Быков, писатель, поэт и публицист
Однако уже весной 1935 года огромные затраты на вооружение жестоко подорвали экономику, а ограничения импорта создали перебои в обеспечении продовольствием населения... Геринг решил взять быка за рога: он отправился в Гамбург, где нехватка масла вызвала самые сильные протесты, и произнес перед многочисленным собранием активистов НСДАП речь, которая надолго всем запомнилась. «Товарищи по партии, друзья, я верю в дружбу народов, — сказал Геринг. — Именно поэтому мы и вооружаемся. Если будем слабыми, мы будем зависеть от всех... На международной арене есть люди, которые плохо слышат. Заставить их слышать может только грохот пушек. И именно пушки мы и стараемся сейчас производить. У нас нет масла, товарищи, но я хочу у вас спросить: что вы предпочитаете? Масло или пушки?.. Вот я вам и говорю: вооружение сделает нас сильными... а от масла люди только толстеют!»
Франсуа Керсоди. «Герман Геринг. Второй человек Третьего рейха»
Пара фраз дня: Дмитрий Быков vs Герман Геринг
От масла люди только толстеют!
Но вот одно я могу сказать совершено точно: некоторые стенания по поводу того, что России надо сначала решить свои бытовые проблемы, а потом уже строить современную технику и пугать мир, — эти стенания, на мой взгляд, демагогичны и неосновательны, потому что выбор очень простой… И вот можно спросить: а не лучше ли сначала обеспечить свой народ сливочным маслом, чем космосом? Вот я с теми людьми, которые выбирают космос. Потому что масла не будет в любом случае… дело в том, что никогда в России не будет бытового благополучия… Всегда это будет страна таких коллективных и масштабных неустройств… Ведь и Королев почему-то мечтал о космосе, а не о том, чтобы россияне жили в комфортных домах. Почему-то космическая мечта или любая сверхчеловеческая мечта является в России доминирующей. Надо примириться, что это такая страна и такой тип сознания.
Дмитрий Быков, писатель, поэт и публицист
Однако уже весной 1935 года огромные затраты на вооружение жестоко подорвали экономику, а ограничения импорта создали перебои в обеспечении продовольствием населения... Геринг решил взять быка за рога: он отправился в Гамбург, где нехватка масла вызвала самые сильные протесты, и произнес перед многочисленным собранием активистов НСДАП речь, которая надолго всем запомнилась. «Товарищи по партии, друзья, я верю в дружбу народов, — сказал Геринг. — Именно поэтому мы и вооружаемся. Если будем слабыми, мы будем зависеть от всех... На международной арене есть люди, которые плохо слышат. Заставить их слышать может только грохот пушек. И именно пушки мы и стараемся сейчас производить. У нас нет масла, товарищи, но я хочу у вас спросить: что вы предпочитаете? Масло или пушки?.. Вот я вам и говорю: вооружение сделает нас сильными... а от масла люди только толстеют!»
Франсуа Керсоди. «Герман Геринг. Второй человек Третьего рейха»
без комментариев
ПСС Дмитрия Львовича Быкова в Facebook'е