Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Grigorii Arosev // "Facebook", 18 августа 2019 года

* * *

Новая книга Дмитрия Быкова (она вышла как в серии ЖЗЛ, так и отдельно) — это по сути сборник эссе, которые ни в коем случае нельзя читать как источник информации о биографии литераторов. Это, что отражается в подзаголовке, «литературные портреты», написанные с двумя особенностями: 1) большой любовью к своим героям, 2) в силу краткости (самое больше эссе — на 30 страниц) — с ощутимой субъективностью. Поговорим об обеих особенностях.

Я часто встречаю в этих наших интернетах обвинения различных кретинов (простите, иначе не скажешь) в адрес Быкова, что он-де русофоб и прочее. Абсурдность этого вроде как очевидна, но я хочу сказать конкретно. Мало кто ещё так неустанно и успешно популяризует русскую культуру, как это делает Дмитрий Львович Быков, и мало кто её так же знает и любит как он. Я вообще крайне редко встречаю резко негативные суждения Быкова о ком-то, чаще это комплиментарные отзывы, иногда (на мой взгляд) — необоснованно и чрезмерно благожелательные.

Книга «Шестидесятники» это подтверждает. В книге две части: «Сентиментальный марш» (о поэтах той эпохи) и «Обречённые победители» (о прозаиках). И каждому, каждому ДЛБ подбирает эпитет, который вроде как ставит его/её выше прочих, выделяя ему/ей совершенно особое место в русской литературе. Даже если данный конкретный литератор либо крайне неоднозначен, либо вообще малоизвестен. Мне это представляется единственно верным подходом: у каждого есть своё место и свой читатель. Но не все исследователи настолько отважны, чтобы об этом сказать. Проведём эксперимент. Я процитирую несколько подобных фрагментов, не уточняя, о ком Быков это написал.

«Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть,— это [тексты этого автора]...»
«[имя] была едва ли не единственным поэтом своего поколения, чей масштаб личности не уступал масштабу дарования».
«...сначала поговорим о том, что сделало его главным поэтом эпохи».
«...[имя] был единственным советским [профессия], в чьей гениальности не сомневался почти никто...»
«...весь съехавший с катушек русско-советский мир удержался на таких, как [имя], не вписывавшихся в нормальный советский социум...»

И так далее. И даже о Бродском — критические слова о котором Быкову часто ставят в укор — Быков написал в этой книге (ну да, Бродский довольно неявный шестидесятник, но речь не об этом): «Он сформулировал то, что веками бродило в крови, дал этому выйти на поверхность и, значит, наполовину преодолел. Бродский — безусловно выдающийся поэт».

Из этой огромной любви (или как минимум огромного уважения) к своим персонажам вытекает и субъективность. Спорить, читая книгу Быкова, хочется часто. Спорить хочется со многим. Пара пассажей лично меня буквально расстроила — но радость несогласия ничуть не менее ценна радости согласия. Ровно по той причине, что это не подробные биографии, а эссе, портреты, мнения, я не считаю нужным разбирать подробно точки зрения Быкова. Тем более, что их очень много. Просто спасибо ему за очень хорошие тексты, удачно и с умом собранные. А если кого-то интересуют фигуранты быковских эссе — так вот она, книга, издана и ждёт.
Tags: "Шестидесятники", рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments