?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Grigorii Arosev // "Facebook", 18 августа 2019 года 
18th-Aug-2019 09:42 am
berlin
* * *

Новая книга Дмитрия Быкова (она вышла как в серии ЖЗЛ, так и отдельно) — это по сути сборник эссе, которые ни в коем случае нельзя читать как источник информации о биографии литераторов. Это, что отражается в подзаголовке, «литературные портреты», написанные с двумя особенностями: 1) большой любовью к своим героям, 2) в силу краткости (самое больше эссе — на 30 страниц) — с ощутимой субъективностью. Поговорим об обеих особенностях.

Я часто встречаю в этих наших интернетах обвинения различных кретинов (простите, иначе не скажешь) в адрес Быкова, что он-де русофоб и прочее. Абсурдность этого вроде как очевидна, но я хочу сказать конкретно. Мало кто ещё так неустанно и успешно популяризует русскую культуру, как это делает Дмитрий Львович Быков, и мало кто её так же знает и любит как он. Я вообще крайне редко встречаю резко негативные суждения Быкова о ком-то, чаще это комплиментарные отзывы, иногда (на мой взгляд) — необоснованно и чрезмерно благожелательные.

Книга «Шестидесятники» это подтверждает. В книге две части: «Сентиментальный марш» (о поэтах той эпохи) и «Обречённые победители» (о прозаиках). И каждому, каждому ДЛБ подбирает эпитет, который вроде как ставит его/её выше прочих, выделяя ему/ей совершенно особое место в русской литературе. Даже если данный конкретный литератор либо крайне неоднозначен, либо вообще малоизвестен. Мне это представляется единственно верным подходом: у каждого есть своё место и свой читатель. Но не все исследователи настолько отважны, чтобы об этом сказать. Проведём эксперимент. Я процитирую несколько подобных фрагментов, не уточняя, о ком Быков это написал.

«Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть,— это [тексты этого автора]...»
«[имя] была едва ли не единственным поэтом своего поколения, чей масштаб личности не уступал масштабу дарования».
«...сначала поговорим о том, что сделало его главным поэтом эпохи».
«...[имя] был единственным советским [профессия], в чьей гениальности не сомневался почти никто...»
«...весь съехавший с катушек русско-советский мир удержался на таких, как [имя], не вписывавшихся в нормальный советский социум...»

И так далее. И даже о Бродском — критические слова о котором Быкову часто ставят в укор — Быков написал в этой книге (ну да, Бродский довольно неявный шестидесятник, но речь не об этом): «Он сформулировал то, что веками бродило в крови, дал этому выйти на поверхность и, значит, наполовину преодолел. Бродский — безусловно выдающийся поэт».

Из этой огромной любви (или как минимум огромного уважения) к своим персонажам вытекает и субъективность. Спорить, читая книгу Быкова, хочется часто. Спорить хочется со многим. Пара пассажей лично меня буквально расстроила — но радость несогласия ничуть не менее ценна радости согласия. Ровно по той причине, что это не подробные биографии, а эссе, портреты, мнения, я не считаю нужным разбирать подробно точки зрения Быкова. Тем более, что их очень много. Просто спасибо ему за очень хорошие тексты, удачно и с умом собранные. А если кого-то интересуют фигуранты быковских эссе — так вот она, книга, издана и ждёт.
This page was loaded Oct 18th 2019, 11:33 pm GMT.