Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

Дмитрий Быков + Михаил Поздняев // «Общая газета», 5 марта 1998 года

Большая политика на царских похоронах

За право стать последним пристанищем последнего царя бились три города: Москва, Петербург и Екатеринбург. Рвение трёх мэров сопоставимо разве со спором семи безымянных градоначальников греческих городов за звание родины Гомера. Остаётся пожалеть, что к спору Лужкова, Яковлева и Росселя не подключился мэр Костромы (откуда привезли в Москву основателя династии) или Ульяновска (где родился на свет преемник Николая). Или Киева (матери городов русских). Очень можно понять президента, решившего спор в пользу Петербурга и замыслившего захоронение как повод для очередного национального примирения. Не сумев стереть с лица земли Мавзолей в Москве, он решил построить альтернативный в Питере. Ход постмодернистский и вместе покаянный: разрушитель Ипатьевского дома реабилитирует себя как строитель чудотворный, реконструируя Петропавловский собор.

Сложнее обстоит дело с национальным примирением, один праздник которого у нас уже был. Не нашли лучшего дня мириться, как именно 7 ноября, когда погода дрянь и ни на кого смотреть не хочется; то ли дело 17 июля, когда сама природа ликует. Странно только, что нам предлагают мириться на костях, тем более на костях неправедно замученных. Изуверское убийство детей, женщин и безоружных мужчин как-то не выглядит поводом для примирения, вне зависимости от того, хорошим или плохим царём был Николай Второй. Царская семья в предсмертных дневниковых записях молила Бога о прощении для своих губителей, сам царь мечтал об «умирении России», но над гробом его примиряться с очередными погромщиками совершенно не тянет. Особенно если учесть, что безобразная возня, развернувшаяся вокруг захоронения останков, наглядно показала: к духовным прозрениям и осознанию своей греховности мы сегодня готовы менее, чем когда-либо. Поразительно, но у французов хватило такта не объявлять днём национального примирения день казни Луи Капета; достало у них ума также не объявлять ночь св. Варфоломея ночью религиозной терпимости и праздником объединения всех верующих. Таким путём национальные трагедии не избываются.

Труднее всего понять Патриархию, которой в день примирения пришлось бы наконец определиться со своим отношением к большевикам и их идейным наследникам. Приятно, конечно, что в кои веки у Церкви есть своё особое суждение, отличное от позиции Государства. Но если в позиции государства обнаруживается хоть какая-то логика, в выводах Священного Синода она отсутствует напрочь. С одной стороны, церковь опасается поклонения «лжемощам»; с другой заявляет, что для обращения к святым вовсе не обязательно иметь их мощи. Поминовение Царской семьи включено в Службу Новомученикам, икона последних Романовых продаётся в храмах и в метро, и Патриарх не раз говорил во всеуслышание: «Кто хочет почитать их почитайте как местночтимых до официальной канонизации». Меж тем материалы канонизации снова и снова возвращаются на доработку, то есть сомнения в святости продолжают возникать. Пресс-атташе Патриархии о. Всеволод Чаплин сообщает: «Мы не признаем Зарубежную Церковь и канонизацию ею Романовых в 1981 году». При этом едва ли не главную роль в окончательном суждении Патриархии сыграла «утка», месяц назад запущенная главой «карловчан» митрополитом Виталием: якобы настоящие мощи Царской семьи хранятся в Брюсселе. Митрополит человек престарелый, он мог неточно выразиться или что-то запамятовать, но в России-то есть люди, знающие, что брюссельские реликвии можно именовать мощами очень условно. И попали они в собственность Зарубежной Церкви не из рук следователя Соколова, а совсем от других лиц и в другие времена. Не хочется произносить слово «фарс». Но довершают картину две унтер-офицерские… пардон, великокняжеские вдовы: миссис Куликова-Романова и мадам Романова-Багратиони, использующие злополучные кости в игре «Я России всех милее».

Читая обо всём этом в газете, мужик в метро выразился вполне определённо: «И похоронить-то в России не умеют»…
Tags: ОБЩАЯ ГАЗЕТА, тексты Быкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments