Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Дмитрий Быков // «Вечерний клуб», 14 августа 1999 года

Ребята, зачем вы идёте в ВУЗы?

взгляд Дмитрия Быкова

Каждое лето мои внештатники московские старшеклассники, пишущие в газету ради поступления на журфак,— приходят со стопочкой своих публикаций, просят их заверить и заодно написать им творческую характеристику. Я исполняю эту тяжкую обязанность с возрастающим чувством вины, ибо все абитуриентские телодвижения, предпринимаемые этими мальчиками и девочками, представляются мне лишёнными всякого смысла. Как в случае непоступления, так и в случае поступления. Причём второе хуже.

Дорогие ребята! Зачем вы идёте в ВУЗы? Поступление в престижные институты сегодня стоит от пяти тысяч долларов (в Москве,— о других городах точных сведений не имею). В эти пять тысяч включаются услуги репетиторов (от 20 долларов в час, если репетитор хорош) и посильная взятка. Цифра, понятно, минимальная,— кое-где она достигает 20 тысяч баксов. «Как зачем,— могут ответить юноши. — Армия?» Но откупиться от армии стоит от 3 до 5 тысяч то есть главная цель поступающих юношей решается куда дешевле и проще, и репетиторы не нужны. Что же до постсоветского высшего образования, оно едва ли кому-то действительно нужно.

Советское образование, как мы знаем, было отравлено идеологическими дисциплинами истматом, диаматом, переменчивой историей КПСС, бесконечным научным атеизмом и прочей ерундой. В ажиотаже перестройки истмат и диамат срочно заменили никому не нужной политологией. Место научного атеизма заняла столь же квазинаучная история мировых религий (детальное её изучение требует многих лет, а поверхностное — сугубая профанация). В остальном, боюсь, образование не претерпело значительных перемен не сделалось ближе к так называемым «запросам жизни», не научилось формировать мировоззрения студентов (поскольку идеологической платформы нет и у самого государства, а закон и мораль оно, кажется, окончательно похерило),— короче, современный ВУЗ не даёт современному же школьнику решительно ничего, чего он не мог бы почерпнуть из компьютера или хорошей библиотеки.

Лично я верю только в самообразование или уж в образование такого качества, которое в сегодняшней России невозможно просто потому, что у студента не будет на него времени. Студент обязан думать о заработке. Оксфордская серьёзность подхода к образованию тем самым исключается. Бывают, конечно, студенты, которые в силу отцовских заработков могут себе позволить учёбу как таковую,— но мои наблюдения над этим социальным слоем показывают, что именно те, кто может себе позволить учёбу, нуждаются в ней меньше всего.

Главное же в одной Москве сегодня около двухсот разнообразных ВУЗов и академий. Общее число выпускников с трудом поддаётся учёту, зато насчёт количества людей, работающих после окончания ВУЗа по специальности, у меня кое-какие сведения имеются. Правда, статистики такой со времени отмены распределения ни один институт не ведёт. Но ряд факультетов МГУ в результате телефонного опроса сообщил мне такие примерно цифры: по избранной специальности работают сегодня процентов двадцать пять. Это максимум. А в среднем около пятнадцати. Вот примерно столько ВУЗов от нынешнего количества нам, по-моему, и нужно.

Одно время в России было дикое количество менеджеров по маркетингу. Так я называю всех российских клерков, специалистов по торговле воздухом, по перекачке чужих капиталов, по имитации бурной деятельности в ничего не производящей стране. Кризис быстро доказал, что толку от них чуть. Все знают, что филфаки искони называются факультетами невест и что жены преуспевающих новых русских едва ли вспоминают о том, кто такой Камоэнс или Новалис. Напомню, что лучшие профессионалы нашего времени тоже работают не по специальности или по специальности смежной: писатель Пелевин электрофизик, режиссёр Климов авиаконструктор, журналист Минкин химик (и театровед), актриса Друбич врач, а в правительстве и вовсе нет ни одного профессионального политолога или экономиста. Ельцин — строитель, Лужков — химик, Степашин — историк пожарного дела… Система, похоже, как раз профессионалов-то и отторгает: Явлинский — образованнейший экономист, но кто ж его пустит во власть…

Хороший писатель Мелихов как-то мне возразил на аналогичный монолог: чтобы в Бразилии набрать образцовую сборную, нужно, чтобы в футбол играла вся страна. Стало быть, чтобы в стране была настоящая духовная элита — масса должна образовываться. Но вот здесь-то у меня главное расхождение с теми, кто говорит о так называемой необходимости культуры: она должна быть достоянием небольшого числа людей. Иначе она секуляризуется, захватывается грязными пальцами, десакрализуется, по-умному говоря. Её нельзя ограждать от людей, как и людей от неё, но делать её достоянием масс — значит убивать. И когда на страницах «Литературной газеты» доярки или водители спорили о том, допустим ли в современной литературе плохой финал или отрицательный персонаж,— боюсь, это ненормально. Конечно, наша культура, наш балет, наша классическая проза предмет национальной гордости. Но контраст между культурой и уровнем отечественной жизни как раз для культуры в первую очередь и унизителен. Не думаю, что навязывать всем без исключения школьникам чтение «Войны и мира» — значит радеть об отечественной культуре. Но уж совсем безнравственно и бесполезно, по-моему, производить такое количество специалистов при полной уверенности, что они не найдут себе ни места, ни заработка, ни уважения к своим трудам со стороны общества. Общество сейчас очень не любит интеллигенцию и отчасти правильно делает: интеллигенции у нас по строгому счету нет, а образованцы сдали и продали всё, что можно было сдать и продать.

Высшее образование знак преуспеяния, символ культурности в глазах обывателя, утеха мещанина: «вот, я дал детям образование…» Естественно, такой обыватель первым делом переходит в любом споре на личности и спросит меня: своих-то небось в МГУ пристроишь? Товарищ дорогой, не тычь меня в грудь своими железными пальцами, отпусти пуговицу. Если я увижу, что они и без всякого ВУЗа занимаются активным самообразованием и могут устроиться на работу,— я и не подумаю нарочно продлевать им детство, пролонгировать безответственность, лишать личного выбора. Захотят — пусть учатся, нет — пусть работают где угодно. Я знаю одно: если бы я в своё время не поступил и надо мной не висела бы угроза армии (куда я всё-таки загремел после третьего курса, в моё время МГУ не спасал), я сэкономил бы много времени и ничего притом не потерял. Желающие завершают самообразование в бесчисленных лекционных курсах и кружках по интересам. Вот когда запроцветаем — тогда и поучимся. А сегодня сманивать людей в ВУЗы, заведомо зная, что три четверти из них не найдут работы — самый натуральный обман. Оттого-то я и смотрю с такой грустью на этих мальчиков и девочек, осаждающих московские ВУЗы.

Самое обидное, что через год они сами всё это поймут. Но исправлять ошибки всегда тяжелее, чем совершать.
Tags: ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ, тексты Быкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments