Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Дмитрий Быков // «Вечерний клуб», 24 июля 1999 года

Участник

21 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.

При начале сербской кампании, которая вызвала и в нашем, и в американском обществе такой патриотический подъем, а вспоминается обоими обществами с чувством жгучего стыда (так всегда бывает в войне безобразного с отвратительным), я отчего-то задал себе вопрос: а какую позицию занял бы в этом случае Хемингуэй? Война странным образом совпала с очередным перечитыванием «По ком звонит колокол», и ответ неожиданно явился сам собой: Хемингуэй бы занял обычную свою позицию. Он бы на эту войну — поехал.

Разумеется, это не та война, к какой он привык, и если в 1944 году он со своим отрядом чуть не первым ворвался в Париж, тут бы ему полетать на бомбардировщике не дали. Вряд ли он бы и сам захотел летать на бомбере, не желая даже такой причастности к акции либерального возмездия. Зато не исключено, что он пожил бы на американских базах, пару раз нелегально прошёл в Сербию, пообщался с OAK, а уж что в Приштине оказался бы раньше наших — никакого нет сомнения. Как всегда (именно это и не дало нашим своевременно издать «Колокол»), он быстро разобрался бы в мерзостях обеих сторон и предсказал опасности победы каждой из них. Он сострадал бы мирному населению, но не пожалел бы для этого населения довольно резких слов — как сострадал он в двадцатые годы итальянцам, терпевшим Муссолини, но и издевался над ними за их долготерпение. В общем, выполнил бы вечную свою миссию: быть, состоять, участвовать. И лишний раз доказать, что ни в одной войне XX века победитель не получает ничего. Единственное, что может в этом столетии сколько-нибудь честный человек,— это не прятаться от драк своего века и участвовать в них на заведомо слабейшей стороне, просто чтобы не стыдно было. В сущности, Хемингуэй выбрал для себя идеальную нишу — военного журналиста, которым и был всю жизнь. Он был профессионал, дающий фору даже Масюк, и притом в таком выборе профессии главную роль сыграли не его литературные таланты, а исключительно убеждения. Думаю, Хемингуэй был экзистенциалистом почище Камю и уж точно покруче Сартра: он выбирал участие в заведомо проигрышных делах, фактическое заложничество,— при твёрдом сознании неправоты обеих сторон. Он разделял страдания и расставлял акценты — этим, пожалуй, и исчерпывается его роль в истории, и это роль великая.

Многие интеллигенты (и особенно интеллигентки) держали у себя фото Хэма в свитере грубой вязки — но не потому, что им уж так нравилась его скупая проза, и не из любви к его рыбалкам, сафари, парижским кафе, быстрым ручьям и немногословным диалогам. Хэма держали не как икону, а как талисман. В нём было что-то ободряющее и защищающее. Русский интеллигент, какого бы свитера он ни натянул и на какую бы охоту ни поехал, в душе существо рефлексирующее и не особенно храброе. Герои получались из немногих. Фото Хемингуэя ставили на шкаф как пример, напоминание, да и просто как оберег,— как символ несломленного духа и нескомпрометированных ценностей. Этот писатель поучаствовал во всех самых грязных и страшных катаклизмах своего века, от Первой мировой войны до кубинской революции. И отовсюду вышел чист, да ещё вынес первоклассные тексты.

Экзистенциальная, внутренняя, глубоко осознанная хеминтуэевская задача была — испытать XX веком вечные нравственные принципы, которым он следовал неукоснительно, с презрением отбрасывая всякого рода релятивизм, любование пороком и прочие декадентские кривлянья. Он поставил над собой жестокий эксперимент, и у него получилось, что победителем выйдет только тот, кто не получит ничего («Winner gets nothing» — с этим девизом, с этим названием сборника он и вошёл в легенду, хотя и до того писал отлично). Безнадёжное сопротивление злу — не во имя победы, но во имя принципа, эстетики, человеческого своего звания, во имя собственного достоинства и гордости,— этот хемингуэевский принцип лёг впоследствии в основу целого направления русской прозы, и ярче всего его последователи представлены у нас Стругацкими, гордо взявшими эпиграф из него к нескольким своим вещам. Кандид в «Улитке на склоне» с его безнадёжным сопротивлением, герои «Трудно быть богом» и «Хищных вещей века», жители «Града обречённого» и жиды города Питера — те, кто воспринял уроки Хемингуэя. Уроки эти — не в крутизне и не в привязанности к рыбной ловле. Они в простом самурайском кодексе, который не так уж далёк от христианского: живи, словно ты уже умер; бойся, но забывай о страхе, ибо он лечится азартом и страстью: жизнь — это не главное. Последний афоризм недавно в частном разговоре выдал Михаил Веллер, ещё один ученик нашего героя.

Во всех своих войнах Хемингуэй участвовал на правильной стороне — на собственной, но за ним стояла определённая идея. Он представлял собою мужчину нашего века, каким тот должен быть. Черты его суть следующие: хорошо скрытый романтизм, непременное одиночество; отсутствие установки на победу и замена её установкой на достойное поражение: принципиальное непримыкание к любой толпе и к любой партии; вера в любовь к женщине как в единственный способ преодоления эгоцентризма. Интересно, кстати, что при всём хемингуэевском мачизме, его мужчинском мужчинстве, мы практически не найдём у него лимоновского, фицджеральдовского образа стервы, шлюхи, развратной и имморальной соблазнительницы. Женщина у Хемингуэя — либо отвратительная продажная тварь, лишённая всякой привлекательности (типа жены Макомбера), и тогда он её ни секунды не романтизирует,— либо женщина-товарищ, женщина-единомышленник, каковы жёны и возлюбленные всех его любимых героев и прежде всего испанки из «Колокола». Ни на каких шлюх нашего века — ни на политиков, ни на обольстительных хищниц, ни на эстеточек с запросами — старик не покупался. Он любил надёжность, а выпендрежа и трусости не любил.

Вполне закономерно, что в наше время и в нашем месте Хемингуэй не особенно востребован. У нас и так мало что читают, а уж американцев и подавно знать не хотят. Пусть меня простят яростные патриоты (отчего-то я уверен, что они как раз плохо читали русскую прозу нашего века), но лучшая литература столетия была всё-таки у американцев. Самая честная — уж точно. Это, конечно, моё чисто субъективное предпочтение, но какой музыкой звучит сам перечень имён — Андерсон, Драйзер, Фицджеральд, Маккалерс, Капоте, Миллер, Хеллер, Беллоу, Сэлинджер (терпеть не могу, но не упомянуть тоже не могу), Воннегут, Шекли, Маламуд, О'Коннор, Харпер Ли, Уильямс, Айриш, Мейлер, Апдайк, Дос Пассос, Брэдбери, Томас Вулф — и нобелиаты: Стейнбек, Фолкнер, Хемингуэй! Что можно поставить рядом с этой титанической мускулистой и увлекательной, честной и горькой прозой, рядом с лаконичными янки и божественно музыкальными южанами, с эпосом о Йокнапатофе и сагами о Великой Депрессии! И Хемингуэй, так уж получилось, остался здесь не то чтобы первым среди равных, но самым массовым из элитарных, самым любимым из сложных и самым тонким из понятных.

Разумеется, наши шестидесятники сослужили ему дурную службу, тиражируя его приёмы, вдобавок поверхностно воспринятые; конечно, безумно раздражает то, что иной приём у него торчит и напоминает: «Хорошо меня видно?» Молодой поэт Лена Румянцева заметила как-то, что приём должен быть как пружина в диване: без него — всё вяло и расползается, но когда он торчит — ещё хуже. Пресловутый хэмингуэевский айсберг, диалоги при непременном подтексте, немногословные мужчины — всё это, конечно, особо ужасно у эпигонов, но и в первоисточнике утомительно. Важно только помнить, что как раз у Хеминтуэя торчание приёма — случай крайне редкий, у того же Сэлинджера этого добра значительно больше. На наш сегодняшний вкус, у Хэма сказано даже слишком много — в тех же «Убийцах» или «Белых слонах». А издержки мужчинства — довольно невинное самоутешение: должен же человек, у которого есть всё — и сила, и честь, и красота, и деньги, и совесть, а вследствие этого нет только права на победу,— хоть чем-то себя утешить. Пусть поиграет мускулами. И тем, кто уж слишком топчется на хемингуэевском мачизме, не мешало бы помнить, какой именно орган повреждён у главного героя самого, пожалуй, исповедального романа Хемингуэя — «Фиеста». Писатель, не побоявшийся такого протагониста,— действительно смелый писатель.

Сейчас вполне отчётливо видно, как бледен и водянист на фоне Хемингуэя его главный конкурент в русском сознании шестидесятых,— Ремарк. Не скажу о нём худого слова, писатель он замечательный, но ни один его герой не поднимался до такой интеллектуальной честности, как герои Хеминтуэя. Ремарковские протагонисты очень уж любуются своей принадлежностью к потерянному поколению, в них много неистребимой немецкой пошлости, они красиво спиваются и тяготеют к жизненному успеху. Это потерянное поколение очень не прочь найтись, вписаться, достичь. У американцев — даже таких слабовольных, как Фицджеральд,— этого не было.

Эрнест Хемингуэй был справедливым, доброжелательным и красивым человеком. Он умел писать кратко, точно и динамично. Он первым в мировой литературе — после краха старой Европы и кризиса старой морали — доказал, что в нравственном кодексе человечества ничего не изменилось. Просто за следование принципам этой морали перестали награждать, и носители её силою вещей вытеснились в нишу одиноких и непреклонных аутсайдеров. Он был в числе этих одиночек и не возгордился. И застрелился, когда понял, что начал бояться ЦРУ и не может больше писать. После его смерти ещё лет двадцать публиковали неопубликованное.

А вы ещё хотите, чтобы его у нас, в нынешней России, в нынешней Москве,— читали. Да сегодня перечитать Хемингуэя — значит расписаться в собственной непреодолимой гнусности, раз ты живёшь в такой среде и всё ещё жив!

Впрочем, читают его здесь или нет — не имеет никакого значения. И количество пошлостей, сказанных о нём полуграмотными эстетами, тоже никого не волнует. Кто хочет по-человечески прожить свою жизнь — всё равно мимо него не пройдёт.
Tags: ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ, тексты Быкова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments