Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Categories:

Дмитрий Быков // «Собеседник», №36, 25 сентября – 1 октября 2019 года

рубрика «Приговор от Быкова»

Три страха власти

Перфоманс, устроенный Оксимироном, — суд над классикой, повинной то в оскорблении религиозных чувств, то в экстремизме, — можно только приветствовать.

Чтения «Сядь за текст», в которых поучаствовали Александр Петров и Леонид Парфёнов,— в любом случае замечательное мероприятие, но наводит оно на грустные мысли. Посадить по своим антиконституционным цензурным статьям, разумеется, они могли бы кого угодно — хоть Пушкина, хоть Мартина Лютера Кинга; проблема в том, что плевать они хотели на тексты.

Они боятся гораздо более грубых вещей: вот шаман, например, — это им страшно, потому что неизвестно, что он может там нашаманить. Своих ручных церковных иерархов они не боятся вовсе, потому что в православного Бога не верят или видят в нем сверхпахана, которого можно задобрить взяткой, храм там построить или колокол отлить. Их может напугать расследование с конкретными цифрами, но никак не сатирическое стихотворение, не разоблачительный роман-антиутопия и тем более не гражданская лирика. Ну не верят они ни в какие мотивы, кроме прямой корысти или трусости. Так что флешмоб флешмобом, и вообще хорошо, когда популярные авторы или исполнители поднимают голос против несправедливости, — но искусству в России уж точно ничто не угрожает, потому что никто его не принимает всерьёз.

И это предсказуемо, даже напрямую предсказано. Заболоцкий незадолго до смерти задумывал поэму о Сталине и объяснял жене, что Сталин — фигура переломная, последний вождь, имевший представление о старой культуре. Он придавал ей огромное значение, поэтов либо прикармливал, либо запугивал, либо уничтожал. Дальше, предсказал Заболоцкий, пойдут люди пещерные. А постсоветские руководители, будем честны, не имеют и тех немногих предрассудков и моральных ограничений, которые были у советских. Нынешним все равно, что о них подумают. Они уверены, что в истории остаются только территориальные завоевания.

Шаманы, улица и цифры — вот чего они боятся. Это страхи детские, росгвардейские — сообразно интеллекту. Какой им Пушкин, когда им Маршак труден?

И знаете — это к лучшему. Мы знаем цену их уважению и проживём без него. Если выбирать между безразличием власти или сталинизмом, безразличие лучше. А деятели культуры, нуждающиеся в повышенном самоуважении, всегда могут пойти в шаманы. Внимание власти и прессы им обеспечено.
Tags: СОБЕСЕДНИК, тексты Быкова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments