Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Предисловие Дмитрия Быкова к сборнику стихотворений Анны Русс «Sторис» // 2020 год

«НОВЫЕ СТИХИ» — ПОЭТИЧЕСКОЕ ЛИЦО РОССИИ

«Издательство «Эксмо» начинает новую книжную серию, поэтическую серию, что само по себе уже сенсация, и серию авторов не только московских, не слишком раскрученных и молодых. Молодые поэты в поддержке очень нуждаются. Честно скажу, для любого поэта бумажная книга очень важна и весома. Покупая эти книги, вы получите уникальный срез эпохи: стихотворения молодых поэтов — это, может быть, единственное, что останется от нашей сегодняшней литературы».

Дмитрий Быков


Анна Русс «Sторис» // Москва: «Эксмо», 2020, твёрдый переплёт, 160 стр., ISBN 978-5-04-109142-2

Предисловие


В Техасе, в день рожденья Анны Русс, среди мустангов, кактусов и сосен, — я непременно всё-таки нажрусь, хоть запах виски мне давно несносен. Вот я сижу, вокруг меня Техас, я тут читаю лекции техасцам, я окружён весельем местных масс, здоровьем и упругим, бодрым хамством, присущи им безвкусица и вкус, консерватизм и дерзость, понт и светскость, — короче, все они как Анна Русс, но эти качества в России — редкость. Тут все как будто носят тяжкий груз, ругаются в метро, брюзжат на кухнях, и вовсе нет таких, как Анна Русс — весёлых, одарённых, пылких, пухлых! Вот это мне и бросилось в глаза, когда среди тусовок неформальных я оценил её за ум и за — нормальность! Очень мало тут нормальных, умеющих и с рифмами, и без, с иронией, а изредка с надрывом, сумевших сделать творческий процесс мучительным, а всё-таки счастливым.

Что Анна Русс поёт — я знал давно. Поющих женщин в наше время — бездна, и это (в чём беда) не всем дано, но уж кому дано — тому полезно. В чём польза песни? Это простота (хотя за ней изысканность скорее), но наша ахиллесова пята — просодия: то ямбы, то хореи. Поэзия же, скажем, Анны Русс свободна, калорийна, колоритна, и основной её бесспорный плюс — прекрасное разнообразие ритма, пришедшее от песни. И потом, что также отличает Русс от прочих, — в любом поэте, даже и крутом, есть аутизм. Мы племя одиночек, и в этом есть особый неуют. Его так ценит пафосная челядь! А песня — это то, что все поют. Её должны подхватывать и шерить. Поэтому в стихах и песнях Русс есть та открытость, тот расчёт на отклик, которого теперь уже, боюсь, в чужих стихах — ни длинных, ни коротких — сегодня нет. К читателю она выходит не угрюмой недотрогой, чуждающейся пищи и вина, надменною, фригидною и строгой, — а радостной среди своих проблем, открытой, даже если невесёлой, — всё потому, что песня, как и слэм, ей послужили правильною школой.

В российском стихотворчестве, клянусь, ответственность большая — зваться Анна; фамилию коротенькую «Русс» носить в России тоже как-то странно — уж больно символичен этот ряд. Читатель как бы априори вздыблен: все дамы с придыханьем говорят о златоустой Анне всей Руси, блин! Но Анна Русс — совсем другой извод поэтики, совсем несхожий случай: она в своих твореньях предстаёт здоровой, крепкой, бодрой и прыгучей, рассчитанной, похоже, лет на сто, крутой и современною, как «Тесла», — хотя владеет формой, как никто, и мысль её отнюдь не легковесна.

Люблю её насмешливость и блеск. Во многих постепенно разуверяясь, люблю её гротеск, её бурлеск, в её балладах растворённый эрос, и что бы нас в России ни ждало б, нам лирика по-прежнему желанна. Пусть врут мерзавцы — я, мол, руссофоб. Я руссофил. Тому порукой Анна.

Дмитрий Быков
Хьюстон, февраль 2020

Надя Делаланд // «Независимая газета», 15 июля 2020 года

Я — красавица, ты — чудовище

О том, как Дмитрий Быков, прочитав Анну Русс, стал руccофилом.

Обычно, когда я рассказываю на лекциях, чем стихи отличаются от прозы, я начинаю с определения Михаила Гаспарова, что стихотворение — это речь, организованная в столбик. И говорю, что к этому определению довольно сложно подкопаться. Но я не скрываю и того, что, как только ты, говоря о поэзии, замечаешь и формулируешь какой бы то ни было закон, он моментально начинает работать вполноги, вполсилы, вполнакала, и требуется так же немедленно его нарушить, чтобы сохранить в стихотворении главное — его суггестивность.

Поэтому моя любимая Анна Русс начинает книгу новых стихов со стихотворения, вальяжно вытянувшегося в строчку, к тому же не своего, а «дмитриябыковского», и стихотворение это, чтобы два раза не вставать, служит заодно и восхитительным предисловием к книге. Он пишет, например: «Люблю ее насмешливость и блеск. Во многих постепенно разуверясь, люблю ее гротеск, ее бурлеск, в ее балладах растворенный эрос, и что бы нас в России ни ждало, нам лирика по-прежнему желанна. Пусть врут мерзавцы — я, мол, руссофоб. Я руссофил. Тому порукой Анна».

<...>
Tags: тексты Быкова
Subscribe

  • Виктор Пелевин «Transhumanism Inc.» (2021)

    Дмитрий Быков в программе «Один» от 30-го июля 2021 года: ...Хотя я очень жду романа Пелевина 26 августа. Но почему-то я…

  • об «Эхе»...

    Дмитрий Быков в программе «Один» от 30-го июля 2021 года: « Самопожертвование меняет ситуацию. Не кажется ли вам, что…

  • о Леониде Утёсове...

    «Собеседник+», №7, 2021 год: >> герои ближайших спецвыпусков Человек-легенда. Очерк Дмитрия Быкова о Леониде Утёсове…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment