
Иван Чекалов «Мы сгорели, Нотр-Дам» // Москва: «Эксмо», 2020, твёрдый переплёт, 256 стр., ISBN 978-5-04-114044-1
Дмитрий Быков в программе «Один» от 22-го февраля 2019 года:
«Случалось ли вам читать прозу люденов? Кто из писателей младшего поколения вам интересен?»
<...> Второй такой автор, тоже молодой совсем, школьник — Иван Чекалов. Я получил его рассказы по почте, довольно стремительно я его вовлек в круг авторов нашего этого коллективного романа, который, слава богу, закончен. Мне осталось что-то туда вписать, но уж это я впишу. Почему я Чекалова позвал? Потому что такого своего «сына полка» на коллективном проекте иметь полезно. Он как-то и сам растет, и учится, и всех сплачивает как-то. Всегда приятно иметь объект общей заботы, который вдруг еще и оказывается умнее вас всех. И мы — у нас такой суровый мужской коллектив, с единственным исключением в виде блистательного поэта Тани Ларюшиной, в остальном у нас сугубо мужская компания — мы Чекалова приняли, и он как-то очень органично вписался. Вот его рассказы меня поражают, честно вам скажу. Я не хочу совершенно Чекалову портить жизнь, потому что ранняя похвала — это вещь вредная, но я абсолютно убежден в том, что у этого мальчика очень хорошее будущее. У него диалоги замечательные. И тоже у него какие-то новые эмоции. Он очень независимый. Он такой трудно коммуникабельный, его как-то не больно похвалишь, не попокровительствуешь ему. Вот эти двое внушают мне самые серьезные надежды, хотя пока они еще ничего не написали. Но во всяком случае, те главы, которые в роман написал Чекалов, я бы вот зуб не зуб, но крупную сумму дал бы в пари, что автору 28-30 лет. А ему 17. Это вот какая-то ранняя зрелость, ошеломляющая абсолютно. Я давно такого явления не видал.
<...> Второй такой автор, тоже молодой совсем, школьник — Иван Чекалов. Я получил его рассказы по почте, довольно стремительно я его вовлек в круг авторов нашего этого коллективного романа, который, слава богу, закончен. Мне осталось что-то туда вписать, но уж это я впишу. Почему я Чекалова позвал? Потому что такого своего «сына полка» на коллективном проекте иметь полезно. Он как-то и сам растет, и учится, и всех сплачивает как-то. Всегда приятно иметь объект общей заботы, который вдруг еще и оказывается умнее вас всех. И мы — у нас такой суровый мужской коллектив, с единственным исключением в виде блистательного поэта Тани Ларюшиной, в остальном у нас сугубо мужская компания — мы Чекалова приняли, и он как-то очень органично вписался. Вот его рассказы меня поражают, честно вам скажу. Я не хочу совершенно Чекалову портить жизнь, потому что ранняя похвала — это вещь вредная, но я абсолютно убежден в том, что у этого мальчика очень хорошее будущее. У него диалоги замечательные. И тоже у него какие-то новые эмоции. Он очень независимый. Он такой трудно коммуникабельный, его как-то не больно похвалишь, не попокровительствуешь ему. Вот эти двое внушают мне самые серьезные надежды, хотя пока они еще ничего не написали. Но во всяком случае, те главы, которые в роман написал Чекалов, я бы вот зуб не зуб, но крупную сумму дал бы в пари, что автору 28-30 лет. А ему 17. Это вот какая-то ранняя зрелость, ошеломляющая абсолютно. Я давно такого явления не видал.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 9-го августа 2019 года:
Вот у акмеистов был цех, у них был идеолог — Гумилев, святой — Мандельштам, такой юродивый. Ахматова — предмет всеобщего культа. Кто был импресарио? Гумилев определял тактику, а импресарио был Нарбут, я так думаю. Но акмеистов было не так много. Цех — и первый, и второй — это небольшие количественно команды. Я думаю, что еще важно наличие младшего, которого все воспитывают. Как у нас было в романе [«Финал»] с Ваней Чекаловым, но он как-то быстро вырос, стал равным. Ищем нового ребенка срочно в центр коллектива, чтобы беречь, пеленать и посылать за делом. Но Чекалов — совершенно взрослый человек и писатель.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 31-го мая 2019 года:
<...> ...Ваня Чекалов — наш гений семнадцатилетний, которого я поздравляю с окончанием 11-го класса. Совершенно потрясающий парень! Запомните эту фамилию — Иван Чекалов. <...>
Дмитрий Быков в программе «Один» от 7-го июня 2019 года:
«Вы просили запомнить молодого прозаика Чекалова, и мне стало интересным услышать в чем, по вашему мнению, будет его прорыв?»
Чекалов — очень глубокий психолог, а кроме того, он увлекательно рассказывает. Я очень люблю его рассказы, он же, собственно, по рассказам ко мне и попал. Понимаете, обычно молодой автор безумно любуется собой. А Чекалова интересуют проблемы, интересуют проблемы общения. Он такой тихий, скрытный, хитрый и насмешливый. И он взрослый очень. Вот это удивительно, что его мать выглядит настолько младше, чем он сам. Я Чекалова побаиваюсь, потому что он растет очень быстро. В общем, обратите на него внимание.
Чекалов — очень глубокий психолог, а кроме того, он увлекательно рассказывает. Я очень люблю его рассказы, он же, собственно, по рассказам ко мне и попал. Понимаете, обычно молодой автор безумно любуется собой. А Чекалова интересуют проблемы, интересуют проблемы общения. Он такой тихий, скрытный, хитрый и насмешливый. И он взрослый очень. Вот это удивительно, что его мать выглядит настолько младше, чем он сам. Я Чекалова побаиваюсь, потому что он растет очень быстро. В общем, обратите на него внимание.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 9-го августа 2019 года:
Я думаю, что еще важно наличие младшего, которого все воспитывают. Как у нас было в романе с Ваней Чекаловым, но он как-то быстро вырос, стал равным. Ищем нового ребенка срочно в центр коллектива, чтобы беречь, пеленать и посылать за делом. Но Чекалов — совершенно взрослый человек и писатель.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 23-го августа 2019 года:
Ваня Чекалов, про которого я много раз говорил, Дэн Кахелин,— да, они что-то успели опубликовать, но они даже еще не двадцатилетние. Чекалов вообще, мне кажется, ужасно перспективная фигура. Но из всего напечатанного у него только «Финал», который сейчас выходит. Там довольно много его кусков, но там настолько растворяются наши все главы, что уже я не помню, кто что написал.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 11-го октября 2019 года:
«В интервью газете «Метро» вы упомянули про роман Вани Чекалова про Нотр-Дам. Можете ли вы рассказать о нем подробнее?».
Знаете, мне Ваня Чекалов, который действительно так на глазах становится звездой, да и роман «Финал» придал ему некоторое ускорение… Чекалов — самый интересный человек в этом поколении, которое я знаю. Он мне роман прислал. Это обширная довольно книга о пожаре Нотр-Дама, но, видите, она нуждается в огромной редактуре. Прежде всего потому, что Ваня Чекалов очень плохо себе представляет, как делается парижский журнал. Там у него про «Шарли Эбдо», которое, естественно, переименовано. Он изнутри не знает журналистику и очень мало и опосредованно знает парижскую жизнь, но какие-то куски там поражают такой взрослостью, такой психологической точностью. Если бы он сократил ее раза в полтора — это была бы великолепная повесть. Ну вот я сейчас сижу над ней, пытаюсь что-то сделать. Я не могу, понимаете, вторгаться в чужой текст. Для меня очень точна, очень точна и очень страшна граница редакторской ответственности. Я, может быть, удобный автор — я с редакторами редко спорю. Да и понимаете, редакторы-то у меня все какие — Шубина, Костанян, Селиванова, Беляева — это люди, которые с поразительной нежностью и тактом всегда относились к моим сочинениям, и у меня не было споров с редакторами. Но когда я вторгаюсь в чужой текст, у меня не хватает сил себя сдержать, я все время себя одергиваю.
Я не хочу Чекалову мешать, вот в чем проблема. А печатать это в том виде, в каком есть, нельзя. Потому что это такой алмаз необработанный. Но он работает столько и с таким фанатизмом этим занимается, что он сам все сделает, и он выпишется. А роман довольно страшненький такой. Вот, кстати, к вопросу о культуре и цивилизации — это очередное упражнение на тему конца Европы. Мне нравится оптимистический посыл этого романа: не беспокойтесь за Европу, выживает Европа. За себя беспокойтесь. Хорошая книжка и хороший Чекалов.
Знаете, мне Ваня Чекалов, который действительно так на глазах становится звездой, да и роман «Финал» придал ему некоторое ускорение… Чекалов — самый интересный человек в этом поколении, которое я знаю. Он мне роман прислал. Это обширная довольно книга о пожаре Нотр-Дама, но, видите, она нуждается в огромной редактуре. Прежде всего потому, что Ваня Чекалов очень плохо себе представляет, как делается парижский журнал. Там у него про «Шарли Эбдо», которое, естественно, переименовано. Он изнутри не знает журналистику и очень мало и опосредованно знает парижскую жизнь, но какие-то куски там поражают такой взрослостью, такой психологической точностью. Если бы он сократил ее раза в полтора — это была бы великолепная повесть. Ну вот я сейчас сижу над ней, пытаюсь что-то сделать. Я не могу, понимаете, вторгаться в чужой текст. Для меня очень точна, очень точна и очень страшна граница редакторской ответственности. Я, может быть, удобный автор — я с редакторами редко спорю. Да и понимаете, редакторы-то у меня все какие — Шубина, Костанян, Селиванова, Беляева — это люди, которые с поразительной нежностью и тактом всегда относились к моим сочинениям, и у меня не было споров с редакторами. Но когда я вторгаюсь в чужой текст, у меня не хватает сил себя сдержать, я все время себя одергиваю.
Я не хочу Чекалову мешать, вот в чем проблема. А печатать это в том виде, в каком есть, нельзя. Потому что это такой алмаз необработанный. Но он работает столько и с таким фанатизмом этим занимается, что он сам все сделает, и он выпишется. А роман довольно страшненький такой. Вот, кстати, к вопросу о культуре и цивилизации — это очередное упражнение на тему конца Европы. Мне нравится оптимистический посыл этого романа: не беспокойтесь за Европу, выживает Европа. За себя беспокойтесь. Хорошая книжка и хороший Чекалов.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 4-го февраля 2020 года:
«Когда выйдет роман Ивана Чекалова?»
Вот не знаю, но по моим ощущениям он сдан в печать и все там в порядке. Он практически готов.
Вот не знаю, но по моим ощущениям он сдан в печать и все там в порядке. Он практически готов.
Дмитрий Быков в программе «Один» от 7-го августа 2020 года:
«Какие толстые журналы вы предпочитаете?»
Знаете, довольно неожиданная такая история. Ваня Чекалов, молодой совершенно человек, но уже два романа благополучно написавший и поучаствовавший с командой в нашем «Финале» и «Последнем ветеране»,— он в свои двадцать лет затевает молодежный журнал с группой единомышленников. Мне кажется, если вы ему будете присылать свои тексты, такие молодежные (не обязательно молодежные; будем считать, что это журнал для людей до тридцати)… Он электронный журнал задумал; не знаю, какой у него, собственно, вкус, но мне кажется, что у него все в порядке со вкусом.
Ваня вообще очень умный, и проза его мне кажется замечательной. Для двадцати лет это просто какой-то мыслитель совершенно неожиданный. Вы знаете, по «Финалу» всегда видно чекаловские главы — они самые мудреные, но при этом самые поэтичные. Он очень классный. Присылайте ему, я сейчас даже вам его… А так-то я все толстые журналы стараюсь более-менее читать, просто у меня есть ощущение такое, что у Чекалова может получиться. Его можно найти, естественно, на Facebook, еще где-то, можно много где его найти, но сейчас я попробую… Да, пишется это так: i-chekalov@yandex.ru. Вот присылайте ему стихи, прозу, драматургию,— все что захотите. Мне кажется, у него этот журнал может получится прежде всего потому, что он сам талантливый, и талантливого человека не обидит.
Знаете, довольно неожиданная такая история. Ваня Чекалов, молодой совершенно человек, но уже два романа благополучно написавший и поучаствовавший с командой в нашем «Финале» и «Последнем ветеране»,— он в свои двадцать лет затевает молодежный журнал с группой единомышленников. Мне кажется, если вы ему будете присылать свои тексты, такие молодежные (не обязательно молодежные; будем считать, что это журнал для людей до тридцати)… Он электронный журнал задумал; не знаю, какой у него, собственно, вкус, но мне кажется, что у него все в порядке со вкусом.
Ваня вообще очень умный, и проза его мне кажется замечательной. Для двадцати лет это просто какой-то мыслитель совершенно неожиданный. Вы знаете, по «Финалу» всегда видно чекаловские главы — они самые мудреные, но при этом самые поэтичные. Он очень классный. Присылайте ему, я сейчас даже вам его… А так-то я все толстые журналы стараюсь более-менее читать, просто у меня есть ощущение такое, что у Чекалова может получиться. Его можно найти, естественно, на Facebook, еще где-то, можно много где его найти, но сейчас я попробую… Да, пишется это так: i-chekalov@yandex.ru. Вот присылайте ему стихи, прозу, драматургию,— все что захотите. Мне кажется, у него этот журнал может получится прежде всего потому, что он сам талантливый, и талантливого человека не обидит.
Иван Чекалов («Facebook», 28.11.2020):
Вышла моя первая самостоятельная книга. Я ее закончил примерно год назад, за это время пожар в Нотр-Даме немного затерялся на фоне всего, что вокруг происходит, но, как мне кажется, он от этого менее важным событием не стал. Хочу прежде всего поблагодарить двух людей: Татьяна Тимакова и Дмитрий Львович Быков. Татьяну за то, что поверила в меня, пробила мою книгу в издательстве, а потом редактировала (причем так, что спорить мне почти не приходилось), а Дмитрия Львовича даже сложно сформулировать за что — много за что. За то, например, что одним из первых прочитал книгу, говорил много и про нее, и про меня, а из сугубо практического — за то, что познакомил с Татьяной и написал отзыв на обложку. Спасибо вам.
Кроме того огромное спасибо моим родителям. Ольга Маршева и Дмитрий Чекалов читали каждую мою главу по многу раз, помогали с редактурой, а сейчас публикуют такие про «Нотр-Дам» посты, что мне даже стыдно становится. Без них никакой книги бы не было.
«Нотр-Дам» небольшая книга, очень важная для меня и думаю, что хорошая. Ссылки все ниже, а в магазинах она или уже есть, или будет совсем скоро. Сейчас скидки, берите пока есть
Кроме того огромное спасибо моим родителям. Ольга Маршева и Дмитрий Чекалов читали каждую мою главу по многу раз, помогали с редактурой, а сейчас публикуют такие про «Нотр-Дам» посты, что мне даже стыдно становится. Без них никакой книги бы не было.
«Нотр-Дам» небольшая книга, очень важная для меня и думаю, что хорошая. Ссылки все ниже, а в магазинах она или уже есть, или будет совсем скоро. Сейчас скидки, берите пока есть