Алексей Евсеев (jewsejka) wrote in ru_bykov,
Алексей Евсеев
jewsejka
ru_bykov

Category:

Дмитрий Быков // «Дилетант», №2, февраль 2021 года

«В каждом заборе должна быть дырка» ©

Василий ЯнВасилий Ян

1

Если бы Василий Янчевецкий (1875–1954) ничего не написал, он всё равно вошёл бы в историю литературы как любимый преподаватель двух Всеволодов — Вишневского и Рождественского, учившихся в Первой Петербургской гимназии, ныне школа 321, что на углу Правды и Социалистической. Он преподавал историю и обладал чудесным даром рассказывать о героях прошлого как о личных знакомцах. Страницы учебников или источников делались прозрачными, сквозь них становилось видно — эффект, доступный лишь избранным учителям. Третий Всеволод — Иванов — был его подчинённым и учеником в газете «Вперёд», издававшейся на территории колчаковцев и кочевавшей вместе с ними. Возможно, Янчевецкого запомнили бы как основателя скаутского движения в России (просуществовавшего с 1911 по 1922 год и вроде как возродившегося в виде движения юных разведчиков). Кто-то помнит его как создателя первого российского школьного журнала «Ученик», сочинявшегося им примерно наполовину — но наполовину всё же состоявшего из детских рассказов и корреспонденций; журнал этот продержался с 1911 года до 1915-го. Он побывал также разведчиком, журналистом, путешественником, финансистом, живописцем, играл на рояле, сочинял музыкальные и драматические пьесы — и сделался наконец писателем, лауреатом Сталинской премии первой степени, что для бывшего колчаковца поистине превосходный результат. Почти 80 лет его жизни вместили четыре брака, десятки азиатских путешествий, утрату почти всех родственников — но после всех ударов он с фантастическим упорством поднимался, осваивал новую профессию, находил новую жену, открывал новую литературную манеру. Умер он патриархом отечественной романистики, автором фундаментальных романных серий о Батые, Чингисхане и святом Александре Невском. В семидесятые его книги добывались с трудом, выменивались на макулатуру — был такой советский способ обзаведения книжным дефицитом; сегодня он, как и большинство советских эпических авторов, почти забыт, ибо исторические его концепции сильно зависели от требований эпохи,— но, кажется, настало время для его педагогических и геополитических трудов: достаточно вспомнить, что его книга «Воспитание сверхчеловека» открывается тезисами «Россия окружена врагами, которые ведут борьбу постоянно» и «Овечьи добродетели погубят Россию. Будущее принадлежит сильным и нападающим».

Человек был страстный, бурно заблуждающийся и совершенно неубиваемый. Если попробовать отделить зёрна от плевел, моды от убеждений, конформизм от выстраданных убеждений,— можно увидеть оригинального мыслителя, интересного педагога и чуть ли не первого идеолога России будущего.

С педагогической его ипостаси мы и начнём, ибо первая его книга — своеобразная программа воспитания идеального россиянина переходной эпохи. Конечно, «Воспитание сверхчеловека» (1908) вдохновлена Ницше и носит следы рабского подражания ему, но там есть чем воспользоваться: Янчевецкий неоспоримо прав, говоря, что стройной и оригинальной системы воспитания в России ещё нет. Иное дело, что геополитика — к тому же в атакующем, агрессивном стиле,— не лучшая база для такого воспитания; но к этому программа не сводится, она шире. Мы смотрим на «Воспитание» глазами людей, проживших финал XX века и помнящих его середину, мы примерно себе представляем, чем кончилась проповедь агрессивной борьбы за жизненное пространство,— но для начала прошлого столетия книга Яна невинна, она вполне в русле тогдашних представлений о пороге, ступеньке, к которой подошла человеческая эволюция. И эволюция эта в самом деле должна бы породить сверхчеловека — беда в том, что этих людей модерна бросили в топку двух мировых войн, вследствие чего модернистский рывок состоялся гораздо позже и совсем не в том виде, в каком предполагался. Вместо человека, свободного от предрассудков, появился человек, отягощённый двойным бременем этих предрассудков, боящийся прогресса больше, чем застоя; фашизм скомпрометировал всё, о чём говорит Янчевецкий,— а говорит он не только о геополитике, не только об агрессивной, набирающей силу Азии, не только об одряхлении Европы (о котором, кстати, говорили не только протофашисты вроде Шпенглера, но и христианские мыслители вроде Владимира Соловьёва). Лев Разгон отчасти прав, когда в биографическом очерке о Яне, писанном с сугубо советских, хоть и оттепельных позиций, находит в его педагогической практике и скаутских идеях «отвратительную смесь Передонова с отставным унтером». Такой риск всегда есть — вспомним эволюцию Карема (Кавада) Раша, известного в молодости как педагог-новатор, создатель отряда «Виктория»; и у Янчевецкого встречаются вполне рашевские пассажи о том, что наилучшим педагогом будет офицер, и в начальной школе — сельской, например,— иного и желать нельзя. Но все ли создатели военизированных детских формирований обречены несколько, как бы сказать, съехать в неадекватность? Удержался же Крапивин... Да, Янчевецкий кидается на защиту чёрной сотни, утверждая, что она состоит из оклеветанных прессой патриотов. Да, лёгкие признаки неадекватности заметны у Янчевецкого и в слишком узнаваемой апологии Севера — где человек обречён на борьбу,— и в перечислении преимуществ этого Севера перед праздным и сытым Югом; тоже ничего нового, до «Ориентации Север» Джемаля всего каких-то 70 лет (хотя каких лет!). Но от культа нордических добродетелей Янчевецкий воздерживается. Он говорит прежде всего о том, что современное воспитание направлено на активизацию в ребёнке худших его качеств — рабства, покорности, адаптивности; тогда как Россия, если ей хочется достойного будущего, должна воспитывать нонконформизм, инициативу и дерзость. Гимназическое образование учит прежде всего дисциплине — но если с выносливостью и исполнительностью у российских нижних чинов всё в порядке, именно отсутствие инициативы у офицеров привело к досадным и временным (разумеется) поражениям в Японской войне. Идя ещё дальше, Янчевецкий выдвигает идею профилированного обучения, которая и посейчас находит в России горячих противников. Ссылаясь на опыт своего отца, директора гимназии, Янчевецкий подчёркивает, что дети, успевающие в отдельных науках — будь то история, языки или физика,— нуждаются во всяческом поощрении: к чему нивелировка? Три основания школы будущего — борьба, творчество и специализация.

Янчевецкий недальновиден, когда обрушивается на горизонтальные связи в российском обществе: у нас всегда можно попросить взаймы, пристроить родственничка, порадеть за «родного человечка» и прочее; это, конечно, препятствует объективности, но это наш единственный способ противостоять давлению государства, его тотальному наблюдению и насилию на всех уровнях. Но Янчевецкий совершенно прав, когда говорит, что русским необходим культ самостоятельности и независимости — ибо государство, растлённое тотальной коррупцией, всеобщей повязанностью всех со всеми, по самой своей природе противостоит формированию одиноких и сильных борцов, а только они и двигают общество вперёд.

Его книга выглядит для реакционнейшей эпохи подлинно лучом света — потому что в обществе послушания и смирения нет и не может быть прогресса; нацизм, взявший ницшеанство на вооружение, скомпрометировал, но не убил его. Сегодняшняя Россия, в которой главным героем истории является власть, а единственным моральным авторитетом — начальство, должна читать и перечитывать единственную педагогическую работу Янчевецкого. Наиболее же интересен в ней диалог «Где правда?»: там отец очень убедительно излагает реакционную программу действий правительства, а сын столь же убедительно и честно рассказывает о необходимости революции. Итог подводит некий Неизвестный, резюмируя: «Кто сила, тот и победит». Победил известно кто, и Янчевецкий после понятных колебаний примкнул к этой силе: за границу не поехал, встроился в систему и сделался любимым историческим романистом Сталина.

2

Почему его полюбил Сталин (а он награждал своей премией прежде всего то, что из рекомендованного Фадеевым понравилось лично ему) — вопрос не праздный и недостаточно изученный. Взгляды Сталина эволюционировали, они не были застывшей догмой, Сталин старел, коснел, и его государственничество менялось. Первоначально его идеалом был Пётр I. В письме Ольге Фрейденберг от 4 февраля 1941 года Пастернак заметил, что Пётр теперь уже недостаточно кровав:

«Благодетелю нашему кажется, что до сих пор были слишком сентиментальны, и пора одуматься. Пётр Первый уже оказывается параллелью не подходящей. Новое увлечение, открыто исповедуемое,— Грозный, опричнина, жестокость».

После войны недостаточен уже и Грозный — Сталин замечает в беседе с Эйзенштейном:

«Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть ещё решительнее».

Сталинский идеал сороковых — империя Чингисхана, и тут Ян становится главным историческим романистом: Сталинская премия присуждена за роман «Батый» в 1942 году. Применительно к трилогии в целом в цикле «Сто лет — сто лекций» я уже говорил: Орда — не главный враг России. Главный — Европа. Сдвиг России — всегда на восток; путь Сталина — от идеализации Петра к идеализации Чингисхана. И всякая империя, костенея, проходит этот же путь — от динамичной европеизации к построению нормальной такой орды.

Почему Ян вписался в советскую действительность, вполне понятно: стихийный евразиец, он отлично понимал, что Сталин реставрирует империю, что воспитание пионеров происходит по типичной скаутской схеме (минус православная вера, но так ли уж велика в быту разница между православным и социалистическим Отечеством? Она была заметна в двадцатые, а потом всё постепенно нивелировалось). Яна всегда тянуло на восток, он успел поработать в Самарканде, бывал в Иране, Афганистане — его пленял цветистый восточный стиль и восхищали восточные добродетели, он внимательно читал Коран и глубоко интересовался исламом. Восточные стилизации в это время вообще в моде — прогремел «Возмутитель спокойствия» Соловьёва (его после войны всё равно оговорили и посадили, но начальник пересылки узнал его и дал возможность написать вторую книгу про Насреддина), поэты переводят восточный эпос, Кедрин пишет «Приданое» на мотив Гейне, но про судьбу поэта Фирдоуси.

Это время романов, драм и балетов о великих деспотах, и формально, с марксистских позиций, деспоты были, конечно, не очень хорошие люди, но простой народ их обожал, как насквозь фальшивого толстовского Петра: народ понимает, что с него дерут семь шкур в целях державного могущества, имперского процветания и суверенитета. Грозный, Тамерлан, Чингисхан — все они строители империй; они не марксисты, да, не революционеры,— но в наше время обострения классовой борьбы и международной агрессии нам нужна империя! И кто её расширяет — тот исторически прогрессивен, и мы ради суверенитета потерпим!

Провидческая мудрость Янчевецкого заключалась в том, что в первом томе трилогии Орду он изобразил как сталинскую Россию — как молодую, полнокровную силу, угрожающую старому миру. Некоторые аналогии между монгольской и советской империями вполне уместны: они громят старый мир, погрязший в роскоши. Дряхлому, изнеженному, несправедливому миру угрожает Орда — и в Чингисхане Сталин, другой восточный владыка, узнаёт себя.

3

Вторую книгу трилогии Янчевецкий писал перед войной и в начале войны. И речь в ней уже о другом — о героическом сопротивлении. Разумеется, Батый — не Гитлер, и хотя Орда творит на Руси бессчётные зверства, всё-таки Бату-хан — истинный воин, презирает предателей, наказывает мародёров и щадит монастыри (хотя в одной сцене и рубит иконы в пьяной ярости). Татарская веротерпимость известна — иное дело, что сам автор презирает монахов, которые не берут в руки оружия.

Иное дело, что в «Батые» — который, собственно, и удостоен Сталинской премии, после чего любые нападки на Яна прекращаются,— Орда встречается с ещё более молодой и пассионарной силой, а именно с Россией. Яну не позавидуешь: показать, что Россия победила за счёт православия,— нельзя. За счёт патриотизма?— но Руси как единого государства в это время ещё нет, идут братоубийственные распри, которым тоже находится место в романе. Получается, что победила она за счёт русского характера, о котором в это время пишут все, от А.Н.Толстого до Андрея Платонова, от Полевого до Гроссмана. Женщины встают в строй и сражаются наравне с мужчинами — тут появляется сероглазая красавица Веснянка, которая гибнет в отряде князя Юрия Всеволодовича. Богатырь Евпатий собирает ополчение — и умудряется объединить Россию в XIII веке, потому что против захватчика мы всегда едины. Многие интонации книги Яна слышатся потом в «Андрее Рублёве» Тарковского, да и некоторые герои пришли словно из «Батыя»: об исторической достоверности пусть спорят историки, но образ народного сопротивления создал Янчевецкий (учась в том числе и у партизанских сцен «Войны и мира»). Он не зря был поэтом и стилизатором — у него получилась та былинная, сказовая, иногда несколько сусальная, но всё равно убедительная речь, которой и стали с тех пор писать историческую прозу, а равно и диалоги в историческом кино. И как до Толстого не было в литературе народной войны — так до Яна не было в советской прозе древнерусского воинства: его характеры, язык, обычаи — всё это он выдумал, ибо источников почти нет.

Ян замечательно — в сказовой и сказочной, псевдофольклорной, но весьма поэтичной манере,— описал восстание самой земли, самой природы, это тоже стало штампом после него — хотя слышатся здесь, конечно, интонации «Слова о полку Игореве»:

«Пронеслась по русской земле молва, будто на безлюдных развалинах сожжённой Рязани упавшие колокола сгоревших церквей сами зазвонили... Передавали, что вечевой колокол вдруг поднялся из пепелища, повис в воздухе и загудел, сзывая рязанский народ на борьбу с татарами...

Рассказывали, что во многих местах всколыхнулась разгромленная Русь, что укрывавшиеся в лесах мужики собираются в отряды сторонников, что во главе их встал удалой витязь Евпатий Коловрат, лихой медвежатник, знающий лесные тропы, ходы и выходы, что его отряд уже не раз нападал на мунгальские разъезды и уничтожал целые отряды сильных супостатов».


Русская победа иррациональна: не силой, а духом войска осуществляется она — по крайней мере в литературе,— и сама земля, сама природа внушает захватчикам чувство обречённости: Бату-хан спрашивает священника, чей Бог сильнее. И получается так, что на своей территории сильнее русский Бог:

«Прибежавшие шаманы выли, били в бубны, плясали. Они просили всесильного монгольского бога Сульдэ сразить урусутского бога. На разные голоса призывали они своих заоблачных богов, молили их о помощи, обещали им девять лучших вороных коней и девяносто девять пленных юношей.

Но бог Сульдэ был сердит. Он не захотел помочь и спуститься в глубокие снега, в бездонные болота. Да и шаманам не нравилась злая земля урусутов, где выли свирепые метели и трещали жестокие морозы. Им хотелось скорей обратно, в привольные монгольские степи, где остались их милостивые боги.

А воины все падали вокруг страшных урусутских витязей».


Эта картина единения русского народа со своим загадочным Богом, который бессилен против своих, но всегда истребит чужих,— написана у Яна с той силой, которая всегда просыпается у русского человека в крайних обстоятельствах. «Батый» был именно то, что надо для 1942 года,— книга о том, как варварская империя, разобравшаяся с гнилыми соперниками, с Самаркандом, Бухарой и Китаем, сломалась о непостижимую, ещё более иррациональную силу, о русского человека, русского Бога и русский пейзаж.
Но впереди была холодная война — то есть нападение Батыя на закатные, сумеречные страны. Ганзейские купцы были смешны и отвратительны уже в «Батые» — теперь Янчевецкому предстояло актуализировать фигуру Александра Невского, пророчески воспетую Эйзенштейном.

4

Есть точка зрения, что актуальность трилогии Яна была в пафосе сопротивления сильному и коварному противнику, что именно это привлекало читателей военных лет,— но в действительности Ян рассматривал не столько конфликт, сколько эволюцию империи Чингисхана, и работу над трилогией он начал задолго до войны — в 1932 году, а закончил перед смертью, в начале пятидесятых. Непримиримого противоречия между Россией и Ордой у него, как впоследствии у Льва Гумилёва, нет. Александр Невский в его романе стремится ужиться с Ордой — что и было отражено в первом варианте сценария «Александр Невский», но Эйзенштейн выбрал другой финал. Сам Эйзенштейн в письме Вишневскому (6 сентября 1937 года) называет Александра Невского «модным сейчас героем» — именно потому, что с Европой этот князь непримиримо воевал, а с монголами выстраивал дипломатические отношения.

Многие сегодняшние публицисты искренне полагают, что Россия никогда не предавала европейских ценностей, ибо они никогда не были для неё органичны; напротив, иго было для России благом, ибо находилась она, собственно, не под игом, а под протекторатом. И если читать Яна, возникает чувство, что империя Чингисхана и Батыя — могучее государство, лучшие черты которого Россия вобрала и унаследовала... а при Сталине, пожалуй, и воплотила в себе. Не зря любимая жена внушает Батыю в третьей книге:

«Не разрушай столицы урусов Кыюва, а сделай её своей второй столицей и передовой крепостью против «вечерних стран»»...

Мудрая женщина понимает, что против «вечерних» (закатных, западных) стран мы — исторические союзники; такова концепция этого третьего тома, писанного в годы холодной войны. Но Бату- хан не послушался.

Нет, конечно, Ян не договаривается до того, что Русь была частью Орды, её улусом,— об этом заговорили гораздо позже. Его концепция сдержанней — и она больше соответствует формуле Блока, которую все «скифы» и евразийцы подняли на знамя: мы «держали щит меж двух враждебных рас — монголов и Европы». Сами мы, получается, не раса: мы отдельный мир, в нас увязнут все. Эта концепция и восторжествовала на сегодня: мы, несомненно, ближе к Азии, Азию за многое можно уважать, как уважает дервиш Хаджи-Рахим Чингисхана и Бату-хана. Но в нас Азия увязла, именно новгородский князь Искандер (так Бату-хан называет Александра) не пожелал присоединиться к нему в европейском походе. Александр Невский сумел договориться с Ордой, спас Новгород от разгрома, и Бату-хан в романе Яна его уважает и боится. Именно Россия, истощив Бату-хана и впервые оказав ему упорное сопротивление, не дала ему дойти до «последнего моря». В смазанном (несколько пацифистском, но чего вы хотите от дервиша?) финале трилогии Бату-хан итожит свой путь воина:

«Мы недавно прошли по земле урусов. Я не доверяю этому великому племени, которое, как гибкое дерево, гнётся, но не ломается. Я истреблял их без жалости, а мне доносят, что они снова поднимают голову, что они строятся, они собирают отряды. Я потерял на их земле слишком много своих лучших воинов, надеясь раздавить урусов навсегда. Что с того, что я разрушил и сжёг Кыюв! Я понёс там огромные, незаменимые потери. Кыюва больше нет. Вместо богатейшей столицы — гора, покрытая трупами, которых так много, что мы, непобедимые завоеватели, не могли исполнить нашей священной обязанности — устроить погребальный костёр павшим в битве...

Теперь я хочу расширить и укрепить столицу созданного мною царства Небесной Орды Кечи-Сарай. Среди пленных, захваченных мною в Кыюве и других городах урусов, я приказал отобрать тех, кого они называют «умельцами». Эти люди знают всяческие ремёсла и могут быть нам полезными».


Нечто подобное мог бы сказать о России и Сталин, азиатский захватчик. Понастроил шарашек для умельцев, перебил народу без счёта, но так и не покорил — надорвался. «Тёмным и беспокойным кажется мне будущее моего царства...»

Всё-таки Янчевецкий его пережил. И в финале трилогии это чувствуется.

5

Что касается собственно художественных особенностей этой трилогии, как и других исторических сочинений Яна,— он не был, конечно, художником первого ряда, но, справедливости ради, Толстой в «Петре» тоже олеографичен и часто примитивен, не говоря уж о капитальных заимствованиях из Мережковского. Это, строго говоря, не историческая проза, а мифологическая,— и сама история России всегда была чередованием и борьбой разнообразных мифов: европейская её версия во всём противоречит евразийской (а есть и просто азиатская), и единой идентичности — как и единой, строго научной истории — нет до сих пор. Либералы пересказывают одну историю, славянофилы — другую, и в рамках одного отдельно взятого мировоззрения свободно уживаются циклы «На поле Куликовом», где Русь побеждает азиатчину, и «Скифы», где победившая азиатчина грозит Европе. Нерушимый, так сказать, Блок. Обе эти непримиримые версии — как и непримиримых в обычное время уруситских князей — можно примирить только в условиях внешнего нашествия. Впрочем, внутренние репрессии тоже справляются: до какого-то момента даже Сахаров и Солженицын были в одной лодке.

Сейчас Яна мало кто читает — потому что сейчас и вообще мало кто читает,— но есть шанс, что именно в наше время его трилогия может быть актуализирована: не столько потому, что она хорошо написана (хорошо написаны бухарские главы «Чингисхана» и рязанские сцены «Батыя», и то мы видим их скорее через призму «Рублёва»), сколько потому, что главные мифы актуализированы. Первый — что молодые пассионарные варвары неизбежно победят дряхлую культуру; второй — что о нашу силу разобьётся любая внешняя сила, хотя внутри себя мы всегда терзаемы распрями; и третий — что на фоне пропасти между Востоком и Западом два Востока — русский и азиатский — всегда поймут друг друга, а Западу мы никогда не будем понятны и нужны. Однако и Азии нас не съесть — договариваться мы можем, а подчиняться не станем. Мы всех переживём. Правда, от Орды мы набрались многого, так что победа над ней оказалась отчасти превращением в неё.

Подчёркиваю: это схема. Но этот миф чрезвычайно живуч и сегодня опять актуален; и хотя сегодняшняя Россия — так сказать, Россия Юлиана Отступника — являет собой оазис, в котором ненадолго воскресли решительно все её архаические представления, но этот оазис относительно устойчив. Надо успеть насладиться последней эпохой, когда ещё жива эта умозрительная, обветшавшая, щелястая историческая схема; это действительно последний шанс прочитать Яна и принять его на веру. Сейчас это ещё историческая проза, но в ближайшей перспективе уже только исторический документ — сталинское славянофильство путинского извода, дружба-вражда с великим завоевателем, смертельное объятие с ним, освобождение от него, воплощение главных его черт.

Я не знаю, какова будет судьба советского наследия в целом — и будет ли ещё кто-то в обновлённой России (когда последние следы этого долгого отката забудутся) читать официальную литературу советского периода. Много ли читателей, кроме специалистов, добровольно и с интересом читают прозу поздней Византии?

Но тогда, возможно, настанет время читать «Воспитание сверхчеловека». И бессмертие Янчевецкому обеспечено так и так.


ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ДМИТРИЯ БЫКОВА | подшивка журнала в формате PDF
Tags: ДИЛЕТАНТ, тексты Быкова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment