Дмитрий Быков "Истребитель"
Книжный Червь // «Yandex.Zen», 15 января 2022 года
Укрощение стихий как смысл модернистского проекта (о романе Дмитрия Быкова «Истребитель»)
Последний на данный момент роман Дмитрия Быкова, в то же время завершающий «И-трилогию», оказался одним из самых увлекательных его текстов, хотя философии в нем с гулькин нос и умещается она в одно, максимум два предложения. Лично для меня такое скромное идейное наполнение, — безусловно, разочарование при том, что «Истребитель» очень интересно читать. Как и «Июнь», это скорее собрание повестей и рассказов, чем полноценный роман, связаны они здесь лишь фигурой журналиста Бровмана довольно условно. Со времен Экзюпери никто, наверное, не писал о работе летчиков-испытателей так захватывающе как Быков. В то же время эта увлекательность — не более чем пересказ беллетристическим (хотя и качественным) языков задокументированных событий (как, например, рекорды Чкалова или двухгодичная зимовка советского ледокола в Арктике).
«Истребитель», как и, видимо, «Эшелон на Самарканд», который пока не читал, но ориентируюсь на отзывы читателей, — это высококачественная беллетристика с острым сюжетом, неординарными героями и претензиями на элитарную литературу. Однако, для элитарности такой прозе не хватает мыслей, которыми были просто нашпигованы, быть может, более низкие по литературному качеству, но при этом более серьезные другие романы Быкова и первые две книги Яхиной. В них была свежесть подхода, необычность взгляда на наше общее прошлое, полное противоречий. Закрывая «Истребитель», не покидает ощущение пустоты, чрезмерной понятности послания автора, чего не было в случае с более медленным и вязким «Июнем».
В «Истребителе» есть по сути дела лишь одна любовная линия (в главе «Двое») — и это лучшие его страницы: здесь есть и романтика жизни двух влюбленных пилотов, и неординарность их жизненного пути, их влюбленности, и изящная в своей трагичности развязка. Одним словом, все что нужно, чтобы только на основе этой линии выстроить единый, целостный роман, однако, Быков предпочитает структуру лоскутного одеяла, так любимую постмодернистами децентрированную композицию без единого героя — все то, что так надоело по книгам Дэвида Фостера Уоллеса, Марка Данилевского и Джонатана Франзена.
Читать ли «Истребитель»? Безусловно, особенно если Вы — поклонник Экзюпери, в то же время приготовьтесь к тому, что философских рассуждений здесь почти не будет, исключение — глава «Сеть» (своеобразная аналитическая добавка в роману Солженицына «В круге первом») и несколько абзацев в финале. Не будем забывать, что мысль о прорыве в неизведанное и невозможное как характеристика всех модернистских цивилизационных проектов не является нововведением Быкова — это предмет исследования большинства постструктуралистов, которых Дмитрий Львович так не любит, но при этом, как мы видим, им не противоречит. Кроме того, Быков очень любит играть с читателем в «угадайку», зашифровывая фамилии прототипов в смешные анаграммы (я угадал только Чкалова), однако, если в «Орфографии», это выглядит еще чем-то свежим, то уже в «Остромове», не говоря уже об «Истребителе», — бесспорно, надоевшим.
Лично мне приятно, когда выходят такие книги, как «Истребитель», написанные со знанием дела (в данном случае — знанием авиации), прекрасно, что они не занудны и легко читаются. Однако, лично мне бы хотелось бы поменьше беллетристики и побольше философии. В самом деле, Дмитрий Львович, ну вспомните же Вы, что когда-то написали «Оправдание», «Орфографию» и «ЖД»! Ведь классные же романы! Почему же Вы тогда так уже не пишете?!
Укрощение стихий как смысл модернистского проекта (о романе Дмитрия Быкова «Истребитель»)
Последний на данный момент роман Дмитрия Быкова, в то же время завершающий «И-трилогию», оказался одним из самых увлекательных его текстов, хотя философии в нем с гулькин нос и умещается она в одно, максимум два предложения. Лично для меня такое скромное идейное наполнение, — безусловно, разочарование при том, что «Истребитель» очень интересно читать. Как и «Июнь», это скорее собрание повестей и рассказов, чем полноценный роман, связаны они здесь лишь фигурой журналиста Бровмана довольно условно. Со времен Экзюпери никто, наверное, не писал о работе летчиков-испытателей так захватывающе как Быков. В то же время эта увлекательность — не более чем пересказ беллетристическим (хотя и качественным) языков задокументированных событий (как, например, рекорды Чкалова или двухгодичная зимовка советского ледокола в Арктике).
«Истребитель», как и, видимо, «Эшелон на Самарканд», который пока не читал, но ориентируюсь на отзывы читателей, — это высококачественная беллетристика с острым сюжетом, неординарными героями и претензиями на элитарную литературу. Однако, для элитарности такой прозе не хватает мыслей, которыми были просто нашпигованы, быть может, более низкие по литературному качеству, но при этом более серьезные другие романы Быкова и первые две книги Яхиной. В них была свежесть подхода, необычность взгляда на наше общее прошлое, полное противоречий. Закрывая «Истребитель», не покидает ощущение пустоты, чрезмерной понятности послания автора, чего не было в случае с более медленным и вязким «Июнем».
В «Истребителе» есть по сути дела лишь одна любовная линия (в главе «Двое») — и это лучшие его страницы: здесь есть и романтика жизни двух влюбленных пилотов, и неординарность их жизненного пути, их влюбленности, и изящная в своей трагичности развязка. Одним словом, все что нужно, чтобы только на основе этой линии выстроить единый, целостный роман, однако, Быков предпочитает структуру лоскутного одеяла, так любимую постмодернистами децентрированную композицию без единого героя — все то, что так надоело по книгам Дэвида Фостера Уоллеса, Марка Данилевского и Джонатана Франзена.
Читать ли «Истребитель»? Безусловно, особенно если Вы — поклонник Экзюпери, в то же время приготовьтесь к тому, что философских рассуждений здесь почти не будет, исключение — глава «Сеть» (своеобразная аналитическая добавка в роману Солженицына «В круге первом») и несколько абзацев в финале. Не будем забывать, что мысль о прорыве в неизведанное и невозможное как характеристика всех модернистских цивилизационных проектов не является нововведением Быкова — это предмет исследования большинства постструктуралистов, которых Дмитрий Львович так не любит, но при этом, как мы видим, им не противоречит. Кроме того, Быков очень любит играть с читателем в «угадайку», зашифровывая фамилии прототипов в смешные анаграммы (я угадал только Чкалова), однако, если в «Орфографии», это выглядит еще чем-то свежим, то уже в «Остромове», не говоря уже об «Истребителе», — бесспорно, надоевшим.
Лично мне приятно, когда выходят такие книги, как «Истребитель», написанные со знанием дела (в данном случае — знанием авиации), прекрасно, что они не занудны и легко читаются. Однако, лично мне бы хотелось бы поменьше беллетристики и побольше философии. В самом деле, Дмитрий Львович, ну вспомните же Вы, что когда-то написали «Оправдание», «Орфографию» и «ЖД»! Ведь классные же романы! Почему же Вы тогда так уже не пишете?!