?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Recent Entries 
Расписание предстоящих лекций и встреч Дмитрия Быкова


когда
во сколько
город что
где
цена
20 мая
понедельник
19:30
Москва «Фазиль Искандер. Юмор заглянувшего в бездну»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
2.350 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
21 мая
вторник
15:00
Lausanne Обсуждение романа «Оправдание» со студентами семинара Анастасии де Ля Фортель «Литература и память»

Université de Lausanne, UNIL-Anthropole, ауд. 3128 — Quartier Dorigny, 1015 Lausanne
семинар открыт для всех желающих
21 мая
вторник
19:00
Lausanne Творческий вечер «Заразные годы»

Université de Lausanne, UNIL-Anthropole, UNIL-Anthropole, ауд. 2064 Quartier Dorigny, 1015 Lausanne
вход свободный
22 мая
среда
17:00


2(3)
Москва «Быков и дети» (курс для старшеклассников 13-17 лет)

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25

Иван Гончаров «Обломов»
стоимость разового занятия 2.500 руб., онлайн-трансляция урока — 1.000 руб.
23 мая
четверг
19:30
Москва ««Мы» Замятина. Нестрашная советская утопия»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
2.350 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
28 мая
вторник
19:30
Москва Дмитрий Крымов + Дмитрий Быков: «Борис Годунов и его тайна»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
от 1.950 руб. (до ???) до 2.350 руб. (с ???), онлайн-трансляция — 1.000 руб.
29 мая
среда
17:00


3(3)
Москва «Быков и дети» (курс для старшеклассников 13-17 лет)

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25

Александр Пушкин «Капитанская дочка»
стоимость разового занятия 2.500 руб., онлайн-трансляция урока — 1.000 руб.
30 мая
четверг
20:00
Санкт-Петербург «Зачем читать классику?»

Открытая киностудия «ЛЕНДОК» — наб. Крюкова канала, д.12
от 1.200 руб. до 3.100 руб.
31 мая
пятница
19:30
Санкт-Петербург Дмитрий Быков и Алексей Иващенко: «Золушка» (чтение музыкальной сказки)

концертный зал «Колизей» — Невский пр., д.100
от 800 руб. до 3.000 руб.
3 июня
понедельник
19:30
Москва «Зачем нам читать русскую классику»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.950 руб. (до 23 мая), 2.350 руб. (с 24 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.
5 июня
среда
22:00
Москва «На самом деле мне нравилась только ты». Стихи о любви

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.750 руб. (до 25 мая), 1.950 руб. (с 26 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.
9 июня
воскресенье
12:00
Москва «Алиса в стране взрослых и детей»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.500 руб. (до 29 мая), 1.750 руб. (с 30 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года


Женя Лапшина в Библиотеке им. Леси Украинки 23 марта 2018 года



Письмо из командировки

Нине

Нет ни сахара, ни сигарет
В этом городе, Богом забытом,
И тебя в этом городе нет,
В дополненье ко всем дефицитам.
Правда, церкви на каждом шагу,
Но на каждой — потеки и пятна.
Есть ли я здесь — сказать не могу,
Потому что мне завтра обратно.

Потолок в этом доме худой,
Сплошь потекший, но ставни резные,
И художник — скелет с бородой —
Говорит о спасеньи России.
За окном простирается плес
Или вид на песчаную косу,
Что на вечный российский вопрос
Отвечает презреньем к вопросу.

В этом городе Кремль над рекой
И протяжные рыжие пляжи.
Веет сыростью, прелью, тоской,
Разлитой в среднерусском пейзаже.
Отопление отключено,
Что ни день, холодает безбожно,
И никто не поймет ничего,
И спасти ничего невозможно.

1989 год





Анна Ланцберг в Уфимском джаз-клубе 16 февраля 2015 года




Анна Ланцберг в ДК «Томский перекрёсток» 30 мая 2018 года


«Агора». Ток-шоу с Михаилом Швыдким

тема: О чём свидетельствует результат социологического опроса об отношении к Сталину

В марте 2019 года социологи Левада-Центра провели очередной опрос об отношении к фигуре Иосифа Сталина. Исследование показало, что в 2019 году уровень положительного отношения к советскому вождю достиг максимального показателя за все годы. В чём причина такой оценки?

участники:

Валерий Фокин, художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина (Александринского);
Николай Сванидзе, историк, журналист;
Юрий Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН;
Дмитрий Орешкин, политолог;
Денис Парфёнов, депутат Государственной Думы от КПРФ;
Дмитрий Быков, писатель;
Максим Сурайкин, председатель ЦК компартии «Коммунисты России».


19th-May-2019 07:46 am - Про мемы

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года



Танцы с волками или пляски на костях?

Стоит ли уезжать из России, чтобы сохранить свои принципы: вопрос Троицкого — ответ Быкова. Беспощадная дискуссия.

Артемий Троицкий, музыкальный критик:


Моральная вертикаль и куда она стремится

I. Раньше я этого не замечал. Тем более не задумывался и не анализировал. Но время пришло: зззаметил, зззадумался и зззакручинился. Три «з».

Для начала ознакомьтесь, пожалуйста, вот с этим блогом, который дружественный портал «Эха Москвы» отказался публиковать с обезоруживающей формулировкой: «Нам этот текст не подходит».

Ну нет и нет. Дело не в Доренко — это не более чем хороший повод для более серьезной повестки.

Я регулярно читаю произведения русскоязычной социальной/политической журналистики/публицистики — не на официозных сайтах, конечно, и (как правило) не в коммунально-кухонном фейсбуке, а на, предположительно, «качественных» ресурсах. И вот что я замечаю, причем все чаще и чаще: есть авторы, с которыми я то соглашаюсь, то спорю, но которых я ПОНИМАЮ. И есть авторы, многие из них мною уважаемые и даже любимые, которых я ПЕРЕСТАЛ ПОНИМАТЬ.

История с Доренко отсоединила первых от вторых с почти крымской наглядностью.

Поясню: Доренко для меня — пусть и не самый типичный, но абсолютно дистиллированный образчик продажного медиаспеца, цинично и с (невероятно обаятельной, как многим представляется) ухмылкой низводящего профессию журналиста до уровня первой древнейшей. И аргументы в его оправдание — «харизма», «страстность», «артистизм», «красивый тембр» (!) звучат для меня совершенно абсурдно и не по делу. Равно как и фразы типа «мы просто скорбим по коллеге». Ну кому коллега, а кому — не очень… Поверьте: я ни секунды не радовался смерти Доренко и сочувствую его родственникам; да и к чему мне глумиться над человеком, о котором я уже лет 10–12 (как вышел забытый роман «2008») не вспоминал? Но справлять траур по жовиальному мерзавцу и находить красивые эпитеты его медиамокрушничеству совсем не получается. Моральные устои бьют по тормозам.

Read more...Collapse )

литературоведческий комментарий

Дмитрий Быков, писатель, поэт, обозреватель «Новой»:


Травма эмиграции и травма родины

Артемий Троицкий все написал правильно, водораздел действительно проходит по линии «уехал/остался». Другое дело, какой это водораздел. Это вовсе не граница между свободными и рабами, патриотами и космополитами, трусами и смельчаками — нет, это просто граница между теми, кто выбрал травму эмиграции, и теми, кто предпочел травму родины. Ахматова мечтала уехать и летом 1917 года просила Гумилева в довольно-таки униженном, хотя и достойном письме помочь ей с отъездом. С этим не вышло, и начался авторский миф — «Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух»… О возможности и желательности отъезда она говорила и потом — см. «Меня, как реку…», — но понимала и то, что в случае отъезда, думая об оставшихся, «узнала бы я зависть наконец». Наиболее жестокую и безупречную по-человечески формулировку нашла она в 1961 году:

Так не зря мы вместе бедовали,
Даже без надежды раз вздохнуть.
Присягнули — проголосовали
И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,
Словно перед Господом свеча,
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.

Нет! и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.


Read more...Collapse )



На инаугурацию Зеленского

Ода с кодой.

ОДА

Зеленский! Шут взошел на трон.
Пускай завидуют Макрон
И Меркель, громкий стон исторгнув:
Ты популярней, чем они!
Кто допустил бы в наши дни
Такой финал «Игры престолов»?
А как сейчас возбуждены
России льстивые сыны!
С какою злобой охрененской
Родной набор провластных шлюх
Пойдет тебя бесчестить вслух!
Но ты не слушай их, Зеленский.

Иные — это тип второй —
Начнут твердить, что ты герой,
В тебе конец, в тебе начало,
Ты новых сил публичный смотр…
(Когда на трон явился Петр,
Все то же в точности звучало.)
Ты рвался к славе, восхитив
Российский чахлый креатив,
И лести будет — хоть залейся:
Им даже кажется подчас,
Что так же выйдет и у нас…
Но ты не слушай их, Зеленский.

Не лучше крайний либерал:
Пусть он тебя не выбирал
И вообще стоял в сторонке —
Пойдут клеймить со всех сторон,
Хоть им вовек не ждать корон!
Им светят максимум коронки.
Ты не орел, не ястреб ты,
Кумир вчерашней школоты,
Твой избиратель детский, женский,
Твой пошлый юмор — низ спины,
Ты не годишься для войны…
Но ты не слушай их, Зеленский.

Давид при маленькой праще,
Ты нас не слушай вообще:
Всем украинцам и грузинам,
Всем братьям по былой стране
Пора понять (как вам и мне),
Что на России свет не клином.
Есть люди чище и родней.
Чем меньше циклишься на ней,
На нашем скучном базилевсе,
На вечно длящейся зиме,
Чем меньше нас в твоем уме,
Тем больше ты в уме, Зеленский!

Мы очернили старину.
Построй отдельную страну.
У нас при нынешнем режиме,
При нашей тусклой полосе
Скомпрометированы все.
Так тухло мы еще не жили.
Какой уж там СССР!
Спасти от церкви малый сквер,
И то, устроив хай вселенский, —
Вот наш сегодня потолок.
Какой тут к черту диалог! —
Не слушай и меня, Зеленский.

Конечно, это не навек.
Возникнет новый имярек,
Устроит вычитку и сверку —
И факты все наперечет
На обозренье извлечет,
И приведет свободу сверху.
Иль снизу, чем не шутит черт,
Она внезапно протечет
На трон московский президентский —
И братской полная любви…
Тогда не мсти и не язви,
Тогда послушай нас, Зеленский!

КОДА

Хотя сначала доживи.
«Меня уже три недели мучает вопрос: что происходит с лозунгами и призывами, которые нам в песнях и стихах оставили настоящие поэты? «Давайте восклицать, друг другом восхищаться»… Далее следует несколько цитат из Окуджавы, и «Ивасей»…Что произошло? Произошла такая петля эпохи, когда 70-е годы с их культом прогресса, науки, конвергенции сменились бунтом энтропии. Этот бунт энтропии победил сначала в Советском Союзе, потом в Штатах. Потому что мы в 70-е годы со Штатами были такими двойниками, такими интеллектуальными близнецами. Мне кажется, что, как и всякие сиамские близнецы, мы утянули друг друга за собой. Правда, Штаты не распались, но интеллектуально, на мой взгляд, деградировали сильно. Илон Маск пока спасает их честь в плане исследования космоса, но и Илон Маск для сегодняшней Америки фигура не самая типичная, не самая любимая. Произошла такая нормальная петля времени, ретардация, отход. И я думаю, что высшие достижения 70-х годов и фольклор этого времени, то есть авторская песня, – это осталось памятником тому времени, когда интеллигенция была народом. Через некоторое время это, конечно, вернется. Понимаете, вообще ведь XX век – это во многом ретардация, об этом, собственно, Ортега-и-Гассет много писал, да и не только он, кто только ни писал.
Дело в том, что восстание масс – это всегда явление некоей деградации. Когда появляется массовая культура… Да и эта мысль, по-моему, есть и у Тейяра де Шардена в «Феномене человека». Когда политика и культура становятся делом масс, когда по определению в ходе развития человечества аристократия перестает держать власть в руках, она становится делом массовым, – эту массу надо еще довольно долго воспитывать. Вот сейчас Володя Воронов, коллега мой, замечательный военный журналист, взял интервью у Переса-Реверте, который приезжал в Россию. Тоже военный журналист он, кстати, а писатель уж потом. Это очень резкое интервью, неожиданное такое, и начинаешь понимать: вот человек, который не боится.
И он там говорит: «А что вы все уперлись в демократию? Когда демократия дана безграмотным, не следует думать, что они начнут принимать благородные и правильные решения. Напротив, вы гордитесь вашей демократией, а ведь демократия привела к ситуации, когда манипулируемую массу один человек может завести на полный геноцид. Масса желает вождя, массе необходим вождь. И XX век был веком невоспитанных масс. Хорошо еще, если XXI век уйдет на их воспитание. Тут сразу вопрос: «Где это напечатано?» Это пока нигде не напечатано, это отдано в «Новую газету». Но Перес-Реверте абсолютно прав: безграмотный демократ – это одна из главных фигур XX века и дай бог, если XXI век уйдет на воспитание этих масс, и дай бог, если это воспитание не будет, простите, воспитанием от противного. Если Господь не будет воспитывать человечество кнутом, потому что в самом деле весь XX век показал: да, условных Шариковых пустили в квартиру Преображенских. Преображенский выпустил власть из рук. Но для того чтобы Шариков начал принимать важные мысли, его не Швондер должен дрессировать, его должен дрессировать Борменталь. А Борменталь довольно быстро отказывается от этой задачи, у него таких навыков нет. Поэтому да, конечно, ничего не поделаешь, мы живем в эпоху темную, мы живем в эпоху отката. Дай бог, если XXI век, подобно XIX веку, как-то несколько воспитает и выправит этот перекос. Весь XIX век ушел на преодоление последствий Великой французской революции, XX век – на преодоление последствий русской. Что будет с XXI – посмотрим.

«Человек — тот еще сукин сын. Хуже паразитов»
Интервью с писателем Артуро Перес-Реверте — о гражданской войне, славянской жестокости и России, приговоренной страдать
«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©


Дмитрий Быков. Человек, который умеет преклоняться и презирать

Как известно, один прозаик летел в Уфу. Прилетел в бессознательном состояниИ. После этого я решил полюбопытствовать, а что это за товарищ и каково его первое воспоминание.

Ну, разумеется, мне известно, что это известный литератор и я даже с ним в жизни встречался. История такова:

Когда-то я учился в Литературном институте, жил в общежитиии, ездил на учебу на то троллейбусе, то на метро. И вот однажды открылась дверь на станции «Цветной бульвар» и я увидел, как некто на перроне ругается какими-то немыслимыми словами. Меня аж перекосило от этого. Я отвернулся и увидел, что стоящия рйдом со мной молодой человек имееет абсолютно тоже самое выражение лица и точно так же качает головой. Я обрадовался идаже хотел заговорить с ним, как узнал его. Знал я его потому, что интересуюсь деятелями литературы и искусства, и этот молодой человек в то время уже был достаточно известен в некоторых кругах.

Огорчившись непонятно по какой причине, я отвернулся и поехал себе дальше.

Будем считать это личным отношением, к делу не имеющим отношения и попробуем выяснить его первое воспоминание.

Вот отрывок из романа «Квартал».

«Меня тетя Леля любила, а я ее в детстве не очень. Я даже говорил — разумеется, только в кругу семьи, — что если бы дарил всей этой компании шарики с картинками (тогда были воздушные шарики с рисунками, воробей там, допустим, или зая), — что вот всем бы я подарил цветные и с птичками, а тете Леле черный и с пауком. Лет пять мне было.

Я был не прав, конечно, и полюбил ее впоследствии — за язвительность, ум, хорошее отношение ко мне и прелестную, несколько кошачью манеру острить. У нее и голос был слегка мяукающий, и глаз а кошачьи. Однажды, помню, когда она у нас обедала, уже мне было лет восемь, я полез своей ложкой в общую миску с, насколько помню, квашеной капустой.

— Тебе это разрешают? — ядовито спросила тетя Леля.

— При вас — да, — честно сказал я. Я вообще был мальчик еще небитый жизнью и достаточно прямой в высказываниях.

— Молодец, — сказала она, — нашелся
».

Перед нами даже не одно, а целых два воспоминания. И в обоих случаях мы видим абсолютное, тотальное, какое-то нечеловеческое, просто-напросто демоническое презрение к человеку. Кому интересно, тот может продолжить читать, как наш дорогой автор презирал географичку, а потом наверное еще кого-то. Я дальше читать не стал, достаточно.

Тут мне вспомнилась история с Ефимом Лямпортом, которого наш дорогой автор развел обещаниями опубликовать на родине, в любезном сердцу отечестве, а затем пришел на встречу к нему в Нью-Йорке с ведерком свиного г-а в руке!

Собственно, какие еще примеры демонического презрения к людям вам нужны?

Однако не все плохо на свете, ведь ритм жизни состоит из двух противоположных друг другу начал. И второй полюс — это абсолютное, тотальное, какое-то нечелочеческое, просто-напросто демоническое обожание человека! И вот тут-то кроется секрет жизни нашего дорогого автора, потому что он знает, кому адресовать это свое качество.

Тетя Леля никто, ей — презрение. Ходорковский огого, ему — обожание. Собственно, наш дорогой автор по сути есть мелкий бес, выкованный в адских пекарнях для обожания начальства, которое никто не любит. И давайте порадуемся, что они нашли друг друга. Ведь, наконец соединившись, они будут меньше внимания уделять нам, простым смертным на грешной земле.

Кстати, разобравшись с ритмом жизни нашего героя, я понял, в чем было дело тогда, в вагоне метро.

«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©



ЛИТРЕС: Дмитрий Быков читает Сергея Есенина + лекция

длительность: 02:05:11

Вашему вниманию предлагаются стихотворения, поэмы и пьеса Сергея Есенина в исполнении Дмитрия Быкова.

В аудиокнигу вошли произведения поэта: «Небесный барабанщик», «Сорокоуст», «Пугачев», «Страна негодяев», «Черный человек», а также включена лекция – увлекательный рассказ Дмитрия Быкова о прочитанных произведениях.

«в каждом заборе должна быть дырка» (с)
Дмитрий Быков



Дмитрий Быков ОБРЕЧЕННЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ: ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
// Москва: «Молодая гвардия», 2018, твёрдый переплёт, 360 стр., тираж: 5.000 экз., ISBN: 978-5-235-04223-0
+
Дмитрий Быков СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ МАРШ: ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
// Москва: «Молодая гвардия», 2019, твёрдый переплёт, 441 стр., тираж: 5.000 экз., ISBN: 978-5-235-04224-7

или

Дмитрий Быков ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. Литературные портреты
/ серия ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
// Москва: «Молодая гвардия», 2019, твёрдый переплёт, ??? стр., тираж: ???? экз., ISBN ???

или

Дмитрий Быков ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. Литературные портреты
// Москва: «Молодая гвардия», 2019, твёрдый переплёт, ??? стр., тираж: ???? экз., ISBN ???

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года



Nikolai Rudensky («Facebook», 17.05.2019):

Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:

««Холмса»-то он [Александр Невзоров] наверняка читал. Но он выполняет ту же роль, которую в викторианской Англии выполнял Холмс. Он в эпоху затмения рассудка напоминает о здравом смысле. В эпоху довольно мутную, готическую он напоминает о простых ценностях здравомыслия, позитивизма... То есть он выступает борцом против этого викторианского тумана, в котором тонет вся жизнь конца XIX столетия... И вот Невзоров в этой эпохе выступает таким Холмсом, да».

Представление о викторианской Англии как о царстве готического тумана кажется мне несколько натянутым. Ну, художник имеет право на свое видение, пусть и экзотическое. Но вот уподобление Александра Невзорова Шерлоку Холмсу вызывает у меня решительное несогласие. Достаточно вспомнить, что на днях г-н Невзоров на том же «Эхе» рассказал о своей давней дружбе с боссом питерского криминального мира Владимиром («Володькой») Кумариным, назвал его храбрым, добрым и благородным человеком и добавил, что все, в чем Кумарина обвиняют, — это «дело житейское, с кем не бывает». Не могу вообразить, чтобы Холмс высказался подобным образом о профессоре Мориарти.


без комментариев



Nikolai Rudensky («Facebook», 17.05.2019):

Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:

«Нет, задача этой эпохи... почему, собственно, все так бешено и занимались этими полярными экспедициями... Надо помнить, что с одной стороны — это лед Колымы, в который вмерз мамонт (помните, у Солженицына в «ГУЛАГе»: «…и зэки, его откопав, немедленно его съели»), а с другой стороны — это лед полюсов, это полярные экспедиции…»

Подлинная цитата из Солженицына такова:

«Году в тысяча девятьсот сорок девятом напали мы с друзьями на примечательную заметку в журнале «Природа»... Писалось там мелкими буквами, что на реке Колыме во время раскопок была как-то обнаружена подземная линза льда — замерзший древний поток, и в нем — замерзшие же представители ископаемой (несколько десятков тысячелетий назад) фауны. Рыбы ли, тритоны ли эти сохранились настолько свежими, свидетельствовал ученый корреспондент, что присутствующие, расколов лед, тут же ОХОТНО съели их».

Картина пожирания зэками мамонта, конечно, более живописна, но совершенно фантастична.


без комментариев



Nikolai Rudensky («Facebook», 17.05.2019):

Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:

«В том-то и дело, что Антониони, начиная с «Blowup», становится таким пророком европейского кинематографа… Я думаю, что Хуциев, хотя и не был под влиянием Антониони, а работал одновременно с ним, но в «Заставе Ильича» можно найти эпизоды, каким-то образом параллельные «Фотоувеличению»».

«Blowup» («Фотоувеличение») — фильм 1966 года, а «Застава Ильича» была закончена в 1962-м. Тогда уж, наверное, Хуциев пророк.


из комментариев:

Дмитрий Львович Быков: Почему бы параллельно работающим художникам, которых волнует тема некоммуникабельности, не пользоваться сходными приемами?

Yevgen Verkhovynets: Так пророк то кто в таком случае?

Дмитрий Львович Быков: Yevgen Verkhovynets пророком Антониони назван применительно к европейскому кино. О советском речь идёт ниже, там выпущен абзац.

Nikolai Rudensky: Я только о хронологии.

Yevgen Verkhovynets: Дмитрий Львович Быков Ок

Дмитрий Львович Быков: О хронологии — там применительно к Хуциеву сказано, что они работали параллельно. И упомянут «Июльский дождь» (1966)

Nikolai Rudensky: Дмитрий Львович Быков И «Застава Ильича» (1962) тоже упомянута.

Дмитрий Львович Быков: Николай Руденский и все-таки Антониони назван пророком европейского кино, а советское — тема следующего абзаца.

Nikolai Rudensky: Дмитрий Львович Быков: А Звягинцев, на которого, как вы говорите, повлиял Антониони,— это тоже европейское кино?

Дмитрий Львович Быков: Николай Руденский думаю, что постсоветское кино вполне можно называть европейским. Упомянутое там Изгнание Звягинцева — уж точно, тем более, что это снималось в Бельгии со шведской актрисой. Советский кинематограф, по-моему, все-таки европейским назвать нельзя.

Nikolai Rudensky: Дмитрий Львович Быков: Хорошо.

Yevgen Verkhovynets: Дмитрий Львович Быков не очень понятно что такое в вашем обобщении «постсоветское кино».

Дмитрий Львович Быков: Yevgen Verkhovynets не очень понятно, где здесь обобщение. Постсоветское кино — это кино, снятое на территории бывшего СССР после 1991 года.

Yevgen Verkhovynets: Серьезно? Все что снято после 91 года — постсоветское кино?

Дмитрий Львович Быков: Yevgen Verkhovynets серьезно. Все, что снято после 1991 года на территории бывшего СССР, постсоветское кино.

Yevgen Verkhovynets: Дмитрий Львович Быков «Четыре», например, — это СОВЕТСКОЕ кино.

Дмитрий Львович Быков: Yevgen Verkhovynets у вас очень произвольные определения. «Четыре» — кино, во всем противопоставленное советскому канону и пародирующее его. Вообще советское — не оценочная категория.

Yevgen Verkhovynets: А «пост-советское» — какая категория?

Дмитрий Львович Быков: Yevgen Verkhovynets чисто хронологическая, сугубо формальная, никак не эстетическая.



Vladimir Ermolin: Да, Коля, я теперь верю, что Быков испытывает к вам сильные чувства.

Дмитрий Львович Быков: Владимир Ермолин скорей отвечает любовью на любовь



Nikolai Rudensky («Facebook», 17.05.2019):

Дмитрий Львович Быков на «Эхе»:

«Произошла такая петля эпохи, когда 70-е годы с их культом прогресса, науки, конвергенции сменились бунтом энтропии. Этот бунт энтропии победил сначала в Советском Союзе, потом в Штатах. Потому что мы в 70-е годы со Штатами были такими двойниками, такими интеллектуальными близнецами. Мне кажется, что, как и всякие сиамские близнецы, мы утянули друг друга за собой. Правда, Штаты не распались [ради объективности эта деталь все же упомянута], но интеллектуально, на мой взгляд, деградировали сильно. Илон Маск пока спасает их честь в плане исследования космоса, но и Илон Маск для сегодняшней Америки фигура не самая типичная, не самая любимая».

В общем, на Россию — одна моя мама, а на Америку — один Илон Маск. И оба мало что могут. До чего же безысходная картина.


без комментариев


ПСС Дмитрия Львовича Быкова в Facebook'е
Еженедельная импровизация Дмитрия Быкова, которая учит нас не бояться будущего, потому что всё уже было. Мы учим своего зрителя распознавать сегодняшние ситуации в мировой истории, в классической литературе, в анекдотах и в нашем сегодняшнем быту. Делаем мы это по возможности с юмором, иногда в стихах.




программа ВСЁ БЫЛО С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ (выпуск №140)

«Екатеринбург, не обольщайтесь». Дмитрий Быков о мнимых уступках власти.

Хорошие новости! «Все было» с Дмитрием Быковым возвращается в эфир после перерыва. Ведущий решил обсудить самую горячую тему недели — это, конечно, строительство храма в Екатеринбурге, которое вызвало протесты местных жителей, а также вмешательство президента Владимира Путина, который призвал провести опрос жителей района. И теперь строительство вроде приостановлено, сквер пока вроде спасен, и вроде бы власть пошла на уступки. Но все это было! Дмитрий Быков вспоминает случаи, когда у протестующей общественности зря появлялось чувство победы.

<...> Сбежались журналисты, потом антифашисты, жежисты, анархисты, церковник с образком — одних арестовали, другим накостыляли, но третьи не давали разделаться с леском. Страна у нас такая: владыке потакая, хоть два родимых края народ отдать горазд, но в споре о немногом он вдруг упрется рогом и скажет перед Богом, что это не отдаст. Возьмите нефть и газы, сапфиры и алмазы, и прежние указы, и волю, и семью — и бабу, и бабульку, и рыбу барабульку, но малую фитюльку не трогайте мою! Легко и бестревожно мы сдали все, что можно, наружно, и подкожно, и дальше, до кости; нам не нужна ни пресса, ни призрак политеса, но Химкинского леса не отдадим, прости. <...> И впрямь — ликуй, держава, чернея от пожара, отсчитывая ржаво бессмысленные дни, без права, без прогресса, без замысла, без веса… Но Химкинского леса не отдали они.
17th-May-2019 03:43 pm - О Набокове
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Сегодня ходили с Любой @laclactis на лекцию Быкова о Набокове и его Вере. Смешанные чувства, я со многим не согласна. (Настолько смешанные, что пока я писала этот пост, проехала свою станцию в метро...) С тем, что Набоков - моралист. Он же терпеть не мог моралистов, идейных, воспитателей, и даже в Толстом и Достоевском в первую очередь презирал именно моралистов. Так что если б он услышал слова о себе «главный моралист», он бы точно обиделся. С тем, что герои Набокова умирают во имя его проекции умирающих вокруг него самого империй, и неких его чувств. На мой-то взгляд, как истинный сноб, он убивает своих героев только ради того, чтобы никто больше их не воскресил, ничего лишнего не додумал и не дай бог не написал никакой сиквел. Но что зацепило меня - это с помощью рассказа о любви и браке приближение заоблачного гения к нашим, земным таким страстям и эмоциям. Я вижу этого сноба в жилете и мягком пиджаке, который отказывает влюбленной в него и преследующей его женщине, пытающейся увести его из семьи - пардон, мадам! Я вижу его в аудитории, с огоньком в глазах глядящего на свеженьких, розовых американских студентов, рассказывающем им о Карениных и об устройстве вагонов 1 и 2 классов в дореволюционном русском поезде. «И до поцелуев, говорят, доходило!...» Волшебным образом на растущую луну растет совершенно очевидная эмоция. Струнка, оччень чувствительная, тонкая, горячая, и отголоски этой вибрации, как всегда, отражаются от всех, всех уголков мироздания. Любовь! 🖤 #набоков #любовь #струны

Публикация от sugamami (@sugamami)

(instagram / @sugamami // 15 мая 2019)
Окончательно забыто или отложено на когда-нибудь потом...

книга об Анне Ахматове для «Молодой гвардии» (Чертанов свою часть сделал)
проект «Новое поколение» в лектории «Прямая речь»
студенческий журнал «Послезавтра»
детский журнал «Блин»
«Абсолютный бестселлер»
роман про тигра
«92-й километр»
«Океан»

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года

Один // "Эхо Москвы" // 17 мая 2019 года


Дмитрий Быков в программе ОДИН (выпуск 203-й)

звук (.mp3)

все выпуски программы ОДИН на ОДНОЙ СТРАНИЧКЕ

запись мини-лекции «Владислав Ходасевич» отдельным файлом | все прочие лекции здесь

весь ОДИН в хорошем качестве


К вопросу о роли детали в русской прозе

Кинозал, в котором вы вместе грызли кедрач
И ссыпали к тебе в карман скорлупу орехов.
О деталь, какой позавидовал бы и врач,
Садовод при пенсне, таганрогский выходец Чехов!

Думал выбросить. И велик ли груз — скорлупа!
На троллейбусной остановке имелась урна,
Но потом позабыл, потому что любовь слепа
И беспамятна, выражаясь литературно.

Через долгое время, в кармане пятак ища,
Неизвестно куда и черт-те зачем заехав,
В старой куртке, уже истончившейся до плаща,
Ты наткнешься рукою на горстку бывших орехов.

Так и будешь стоять, неестественно прям и нем,
Отворачиваясь от встречных, глотая слезы…
Что ты скажешь тогда, потешавшийся надо всем,
В том числе и над ролью детали в структуре прозы?

1991 год



* * *

«Мы дети победителей.»
М.Веллер


На теневой узор в июне на рассвете,
На озаренный двор, где женщины и дети,
На облачную сеть, на лиственную прыть
Лишь те могли смотреть, кому давали жить.

Лишь те, кому Господь отмерил меньшей мерой
Страстей, терзавших плоть, котлов с кипящей серой,
Ночевок под мостом, пробежек под огнем —
Могли писать о том и обо всем ином.

Кто пальцем задевал струну, хотя б воловью,
Кто в жизни срифмовал хотя бы кровь с любовью,
Кто смог хоть миг украсть — еще не до конца
Того прижала пясть верховного творца.

Да что уж там слова! Признаемся в итоге:
Всем равные права на жизнь вручили боги,
Но тысячей помех снабдили, добряки.
Мы те и дети тех, кто выжил вопреки.

Не лучшие, о нет! Прочнейшие, точнее.
Изгибчатый скелет, уступчивая шея —
Иль каменный топор, окованный в металл,
Где пламенный мотор когда-то рокотал.

Среди земных щедрот, в войне дворцов и хижин,
Мы избранный народ — народ, который выжил.
Один из десяти удержится, в игре,
И нам ли речь вести о счастье и добре!

Те, у кого до лир не доходили руки,
Извлечь из них могли божественные звуки,
Но так как их давно списали в прах и хлам,
Отчизне суждено прислушиваться к нам.

А лучший из певцов взглянул и убедился.
В безумии отцов — и вовсе не родился,
Не прыгнул, как в трамвай, в невинное дитя,
Свой бессловесный рай за лучшее сочтя…

12 ноября 1999 года


Расписание предстоящих лекций и встреч Дмитрия Быкова


когда
во сколько
город что
где
цена
17 мая
пятница
20:00
Москва Вечер Дмитрия Быкова на фестивале Булата Окуджавы (совместно с лекторием «Прямая Речь»)

Московский театр «Школа Современной Пьесы», сцена «Зимний сад» — ул. Неглинная, д. 29, стр. 1
от 800 руб. до 2.000 руб.
20 мая
понедельник
19:30
Москва «Фазиль Искандер. Юмор заглянувшего в бездну»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
2.350 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
21 мая
вторник
15:00
Lausanne Обсуждение романа «Оправдание» со студентами семинара Анастасии де Ля Фортель «Литература и память»

Université de Lausanne, UNIL-Anthropole, ауд. 3128 — Quartier Dorigny, 1015 Lausanne
семинар открыт для всех желающих
21 мая
вторник
19:00
Lausanne Творческий вечер «Заразные годы»

Université de Lausanne, UNIL-Anthropole, UNIL-Anthropole, ауд. 2064 Quartier Dorigny, 1015 Lausanne
вход свободный
22 мая
среда
17:00


2(3)
Москва «Быков и дети» (курс для старшеклассников 13-17 лет)

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25

Иван Гончаров «Обломов»
стоимость разового занятия 2.500 руб., онлайн-трансляция урока — 1.000 руб.
23 мая
четверг
19:30
Москва ««Мы» Замятина. Нестрашная советская утопия»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
2.350 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
28 мая
вторник
19:30
Москва Дмитрий Крымов + Дмитрий Быков: «Борис Годунов и его тайна»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
от 1.950 руб. до 2.350 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
29 мая
среда
17:00


3(3)
Москва «Быков и дети» (курс для старшеклассников 13-17 лет)

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25

Александр Пушкин «Капитанская дочка»
стоимость разового занятия 2.500 руб., онлайн-трансляция урока — 1.000 руб.
30 мая
четверг
20:00
Санкт-Петербург «Зачем читать классику?»

Открытая киностудия «ЛЕНДОК» — наб. Крюкова канала, д.12
от 1.200 руб. до 3.100 руб.
31 мая
пятница
19:30
Санкт-Петербург Дмитрий Быков и Алексей Иващенко: «Золушка» (чтение музыкальной сказки)

концертный зал «Колизей» — Невский пр., д.100
от 800 руб. до 3.000 руб.
3 июня
понедельник
19:30
Москва «Зачем нам читать русскую классику»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.950 руб. (до 23 мая), 2.350 руб. (с 24 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.
5 июня
среда
22:00
Москва «На самом деле мне нравилась только ты». Стихи о любви

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.750 руб. (до 25 мая), 1.950 руб. (с 26 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.
9 июня
воскресенье
12:00
Москва «Алиса в стране взрослых и детей»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.500 руб. (до 29 мая), 1.750 руб. (с 30 мая), онлайн-трансляция — 1.000 руб.



Театр «Школа современной пьесы» отметил 25 января вечером возвращение в историческое здание на Трубной площади. Новоселье отмечала не только вся театральная Москва, но и политические, общественные деятели и бизнесмены, передает корреспондент ТАСС.

<...> Еще один студент ГИТИСа Андрей Быков прочитал поздравление своего отца, поэта Дмитрия Быкова, который является одним из авторов «Школы современной пьесы»: он принес сюда свою первую пьесу «Медведь», и она долго шла на подмостках театра. <...>


* * *

Год возвращения театров
В родные прежние дворы!
Как замечал Амфитеатров,
Все наши новости стары.
От этих старо-новоселий
Я чую радость, но и грусть —
Как от печальных каруселей,
Где все известно наизусть.
Сперва вернулся «Современник»
Домой, на чистые пруды,
Потратив много лет и денег
На реставрацию среды;
И «Школа» после жизни трудной —
Ужасно, если крыши нет, —
Вернулась в старый дом на Трубной,
Где не играла столько лет.

Закономерности простые.
Подозреваю, — Боже мой! —
Что вся история России
Есть возвращение домой.
Господь над нами шутит метко.
Нам больше нечего терять.
Все содержание момента —
Что возвращается театр:
Театр жестокого абсурда,
Модерна русского венец.
Он съехал временно отсюда —
И вот вернулся наконец.
Да, возвращение театра —
Наглядный знак родной среде.
Оно и грустно, и приятно,
И дома лучше, чем нигде.
Заметил, собственно, давно я —
Пораньше нынешней зимы:
Во что-то местное, родное
По маковку вернулись мы.
Кладем поклон святой Татьяне,
Привет поклонникам родным:
Когда вернешься из скитаний,
То как-то сладок даже дым.
Страна все время повторяет
Неотвратимый путь отцов,
Всегда горит — и не сгорает,
Как этот дом, в конце концов!

Глядишь вокруг — все те же лица,
Все та же правда, та же ложь…
Надолго можешь удалиться —
Но изменений не найдешь:
Снаружи как бы та же кома,
Внутри все та же мельтешня…
И всхлипнешь радостно: я дома!
Другого нету у меня.



.


текст предоставлен группе Андреем Дмитриевичем,
за что ему низкий поклон



Дмитрий Быков в Лозаннском университете

21 мая 2019 года — вторник — 15:00 и 19:00

15:00 (UNIL-Anthropole, ауд. 3128)

Обсуждение романа «Оправдание» со студентами семинара Анастасии де Ля Фортель «Литература и память» (семинар открыт для всех желающих)

+

19:00 (UNIL-Anthropole, ауд. 2064)

Творческий вечер «Заразные годы» (вход свободный)


Université de Lausanne, Quartier Dorigny, 1015 Lausanne



M. Bykov discutera en russe et en anglais avec les étudiants du séminaire « Littérature et mémoire » de son roman « La justification »

(https://agenda.unil.ch/display/1557996437074)



Дмитрий Львович Быков («Facebook», 05.01.2018):
Настя! С днём рождения! Я тебя очень!

Anastasia de La Fortelle: Спасибо, Дима! Я тебя тоже!

+

Дмитрий Львович Быков («Facebook», 05.01.2019):
Настя, милый друг! С днём рождения! Хочу обнять.

Anastasia de La Fortelle: Спасибо, дорогой! Надеюсь, скоро обнимемся!



<...> Дмитрий Львович @dmi_bykov попрыгал для всех нас, чтобы продемонстрировать, что он жив и здоров, рассказал о том, что врачи не поняли, что с ним было — он быстро восстановился и все. И потом была прекрасная лекция из истории великих пар Владимир Набоков и Вера Слоним — феерично и интересно. <...> https://www.instagram.com/p/BxdEWG-hbo9/



ВЕЧЕР ДМИТРИЯ БЫКОВА. ФЕСТИВАЛЬ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

17 мая 2019 года — пятница — 20:00

Вечер Дмитрия Быкова на сцене «Зимний сад».
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ
Неглинная ул., д. 29, стр. 1 (ст. метро «Трубная», «Цветной бульвар»)

билеты: от 800 руб. до 2.000 руб.


* * *

На самом деле мне нравилась только ты, мой идеал и мое мерило. Во всех моих женщинах были твои черты, и это с ними меня мирило.

Пока ты там, покорна своим страстям, летаешь между Орсе и Прадо,— я, можно сказать, собрал тебя по частям. Звучит ужасно, но это правда.

Одна курноса, другая с родинкой на спине, третья умеет все принимать как данность. Одна не чает души в себе, другая — во мне (вместе больше не попадалось).

Одна, как ты, со лба отдувает прядь, другая вечно ключи теряет, а что я ни разу не мог в одно все это собрать — так Бог ошибок не повторяет.

И даже твоя душа, до которой ты допустила меня раза три через все препоны,— осталась тут, воплотившись во все живые цветы и все неисправные телефоны.

А ты боялась, что я тут буду скучать, подачки сам себе предлагая. А ливни, а цены, а эти шахиды, а Роспечать? Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

2003 год



Баллада о нисхождении

Я не бог, не царь, не герой, не фрик, я простой человек толпы, так я жил себе, но в какой-то миг у меня завелись клопы. Они пили кровь и кусали плоть, и намерены были впредь; я не мог их химией побороть и уже не хотел терпеть. Но поведал мне сосед-старикан, скромной выпивки посреди, что с клопом расправится таракан — таракана, мол, заведи! Поблуждав умом по материкам, я спасение отыскал: есть гигантский бешеный таракан, чья отчизна — Мадагаскар. В магазин ближайший, внутри Кольца, я пошел нельзя веселей — и купил там самочку и самца, заплатив 50 рублей. Результат, естественно, был таков, в назиданье для остальных: тараканы слопали всех клопов, но размножились вместо них. Начался немыслимый балаган, чтоб им сдохнуть, боевикам: залезаю в ванную — таракан! В холодильнике — таракан! Чтобы тварей выморить без следов и себе воротить бразды — я купил на «Птичке» пару дроздов. У меня завелись дрозды. Чуть крадется где таракан, как тать, — тут же ловят его, ловки! Но зато они принялись летать, ударяясь о потолки, а потом и гадить на мой паркет, и обои мои клевать, и меня клевать, если корма нет (я его забывал давать). Моя жизнь уже превратилась в ад, и пометом мой дом пропах; иногда я думал, что виноват, и жалел о своих клопах.

Был заполнен муками мой досуг, стал бояться я темноты… Заведи котов, предложил мне друг, и дроздам настанут кранты. Но коты привыкли обивку драть и орать до ранней звезды, а мочились столько, едрена мать, что уж лучше были дрозды. Я сбежать на улицу был готов, я совал их в мусорный бак, а они назад! И на тех котов я решил натравить собак. Я завел собак, настоящих псов, элегантных, как Жан Кокто. Мне не нужен стал никакой засов (да ко мне и не шел никто). Тут коты удрали, явивши прыть и визжа во все голоса, — но теперь я шагу не мог ступить, чтоб не слышать рычанья пса. Словно тут их вотчина искони, разлеглись они на полу. Я смекнул: хозяева тут — они, и решил, что сейчас помру. Но сосед наведался в мой бардак и сказал мне: «Наивный ты. Мы найдем управу и на собак». Позвонил — и пришли менты.

С этих пор менты у меня живут, разговорчивы и тупы, и своей собакой меня зовут, и сосут меня, как клопы, тараканами лезут в мою еду, потому что больно круты, и орут всю ночь, подобно дрозду, и бесчинствуют, как коты, и при этом бьют меня по плечу, скаля зубы свои, как псы, — и уже повеситься я хочу от такой дурной полосы, и кормлю мундирную эту рать, эту дюжину жадных ртов, и боюсь подумать, кого позвать, чтобы вытеснили ментов.

…Эту байку, сложенную давно, в дни разнузданного ворья, — попивая пиво или вино, иногда вспоминаю я. Побежал бескрайний поток муры по асфальту родных дворов: коммунистов вытеснили воры, олигархи смели воров, олигархов слопала вэчека, что была уже начеку, — но найдется кто-то наверняка, кто заглотит и вэчеку. Оттого и водится так у нас, что злодеи растут, как флюс, умножая минусы в десять раз и съедая последний плюс.

Эту байку вспомнил я и теперь, наблюдая уже без слез, как дурных людей задирает зверь, а котов пожирает пес, как во тьму сползает моя земля по сюжету этих стишков — и на то, как мальчики из Кремля подъедают тебя, Лужков.

«Новая газета», №110, 5 октября 2009 года


14th-May-2019 08:41 am - ...

Дмитрий Быков в программе ОДИН:




...от 26-го апреля 2019 года:

Я не знаю, хороший ли я человек. Но я окружен людьми очень хорошими. И я страшно благодарен всем, кто приходил. Особенно меня как-то тронуло, что рядом со мной хлопотали в полном согласии три моих жены. Это очень удивило лежащего по соседству арабского шейха, который честно сказал, что у них в стране поэт, как правило, не может позволить себе трех жен, это удел промышленника. Я сказал, что в России промышленность стоит ниже поэзии в мировой иерархии.


...от 13-го ноября 2015 года:

Я, например, в силу достаточно глубокого самонаблюдения (а у меня есть опыт такого самонаблюдения — верьте, не верьте, но есть) могу сказать, что моё Я бессмертно, поэтому оно сильно отличается и от мозга, и от ума, и от тела. Вот это то, что моя первая жена — кстати, очень хороший биолог — Надя Гурская (Надька, если ты меня слушаешь, привет тебе большой!) в наших долгих спорах называла понятием «светящаяся точка». Эта светящаяся точка во мне есть. Но ни Тимофееву-Ресовскому, ни Надьке, ни её семье никогда это не мешало верить. Именно их принадлежность к числу докторов биологических наук. Это именно навык глубокого самонаблюдения. Я думаю, что «душа», «мозг» и «Я» — это разные понятия, и они нуждаются в уточнении.
This page was loaded May 25th 2019, 2:52 pm GMT.