?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Львович Быков, писатель
"Хоть он и не сам ведет ЖЖ, но ведь кому-то поручил им заниматься?" (c)
Recent Entries 



Дмитрий Быков на ПИОНЕРСКИХ ЧТЕНИЯХ
// V-й книжный фестиваль «Красная площадь», 4 июня 2019 года



Анонс номера от главного редактора

Журнал «Русский пионер» сделал еще один Шаг. К чему? Выясняется!

<...>

Писатель и поэт Дмитрий Быков, вернувшись к нам, сразу написал колонку в «Русский пионер» на тему «Шаг». Поразительно правдиво — о том, как чуть не сделан был один шаг. Или все-таки был сделан? И это — о том, как наши колумнисты становятся только сильнее. И о чем умудряются думать, пока становятся.

<...>



Плиний Старший («Facebook», 09.06.2019):

Дорогие друзья! В связи с закрытием нашего любимого «Плиния Старшего», продаём фикус Бенджамина, который стоял в гостиной магазина. Высота 2,6 м. Цена 6.000 руб. Фикус уникальный. Под ним сиживали: Борис Гребенщиков, Владимир Познер, Дмитрий Быков, Ирина Хакамада, Дмитрий Глуховский, Юрий Шевчук и много других известных личностей. Звонить по телефону: 233-75-91 (в будни).

update: Плиний Старший: ФИКУС УЕХАЛ В НОВУЮ СЕМЬЮ!!!!



Дмитрий Быков: презентация сборника «Бремя чёрных»
// Московский Дом книги, Литературное кафе, 8 июня 2019 года
Дмитрий Быков


ещё

Дмитрий Быков (лекция): «Алиса в стране взрослых и детей»
// Москва, лекторий «Прямая речь», 9 июня 2019 года


Дмитрий Быков
Дмитрий Быков


Дмитрий Быков: презентация сборника «Бремя чёрных»
// Московский Дом книги, Литературное кафе, ул. Новый Арбат, д.8, 8 июня 2019 года


Дмитрий Быков

Дмитрий Быков

Дмитрий Быков
9th-Jun-2019 09:32 am - Про Чернобыль (ч.3)

"Эхо Москвы" // Один // 7 июня 2019 года



Голуновское

Невезучи российские власти — образцовые, гордые випы, но у них оппозиция — здрасьте! — совершенно растленные типы! Не исправят их книги и фильмы, ни газеты, ни телеэкраны: половина из них педофилы, а вторая из них — наркоманы.

Вот, допустим, карельский историк, бородатый и крепкий, как Ленин: если с виду он честен и стоик, то внутри совершенно растленен! Днем мерзавцы вскрывали могилы, черепа извлекали, как воры, а копнули самих — педофилы! И уже у двоих приговоры.

Перейдем к Голунову Ивану: это с виду он тихий невротик, а ночами использует ванну, чтоб варить эксклюзивный наркотик, и таскает с собою публично, как и принято в пишущей сфере, в рюкзаке, иронично, цинично и в особенно крупном размере. Надо быть сумасшедшим отчасти или крышей владеть непростою, чтоб писать про московские власти и ходить по Москве с наркотою, — но обратно в загон не загонишь, не навяжешь законных велений. Развратил их наш добрый Семеныч, добродушный наш пастырь олений.

Прежде были ребята простые — власть о них вспоминает любовно: только грабили почту России да из Кирова тырили бревна. Осмотрительны были и здравы, и привыкли трястись с колыбели… А сейчас — либеральные нравы, и, естественно, все обнаглели! Не боятся ни чиха, ни грома, не умеют прикрыть афедрона, вообще не выходят из дома, не сложивши в рюкзак мефедрона! Героином наполнивши жилы, кокаином набивши карманы… В либералах — одни педофилы, в журналистах — одни наркоманы.

Вот на Западе — чистое счастье, и ни слова о грязи и блуде: там уж если противники власти, то идейные, чистые люди. Враг достойный, собою красивый, выражается витиевато — то есть максимум связи с Россией есть на них из всего компромата, и притом не какие-то фейки, а действительно связи с Россией: у любой террористской ячейки есть связные с российскою ксивой, паспорта с нумерацией близкой, фотографии с понтом дешевым, через раз — с хорошевской пропиской, предоставленной лично Лужковым… Люди странные, спорить не буду, и куда их в Европе ни селим — «Новичком» и полонием всюду оставляют следы по отелям, и манеры их несколько странны, и легенды намеренно хилы… Но как минимум не наркоманы! Но по крайности не педофилы!

Удивись, наблюдатель досужный, как коварны враждебные силы: если к власти приходят спецслужбы, их противники — сплошь педофилы! Вообще оглядеться неловко, надрываются ближние страны: если к власти приходит Петровка, все враги у нее — наркоманы! Даже слухи уже просочились, что у них там последние спазмы, что они там всему разучились — даже выдумке сколько-то связной, только тырят и тырят упорно, лишь не брезгуют нагло, как дети, то подбрасывать детское порно, то наркотик в своем же пакете. Пусть клевещут иные дебилы! Пусть стараются, глупы и рьяны. Это просто мы все педофилы, а в свободные дни — наркоманы.

Напоследок немного серьеза: стихотворство точней логарифма. Может лгать многословная проза, но не лжет лаконичная рифма. Может, это противно кому-то — не нарочно же, честное слово: помнят все, как великая Смута начиналась уже с Годунова. Никуда от намеков не деться, ведь историю пишут железом. Говорили: зарезал младенца. А историки знают — не резал.

Десять лет мы промучились кряду, да и после нам было хреново… Не начаться бы новому аду с оклеветанного Голунова.

Прежде русских, привыкших сражаться, выручало внезапное чудо, но сегодня и Минин с Пожарским не возьмутся уже ниоткуда, потому что мы стали бескрылы, как разъевшиеся пеликаны: то опричники, то педофилы, то растлители, то наркоманы.



Из интервью с писателем Виктором Пелевиным // «Сноб»:

Сергей Антонов (24.06.2010 17:50): Виктор Олегович, какая Ваша любимая улица в Берлине?

Виктор Пелевин (28.06.2010 14:11): Grunewald. А если это не улица, а лес, тем хуже для улиц. В Берлине я стараюсь проводить все свободное время в треугольнике между Чертовым Озером, центром радиошпионажа и избушкой лесника. У меня там есть очень интересные ночные знакомства.




Из интервью с писателем Владимиром Сорокиным // «Die Zeit», №45, 30. Oktober 2014:

Michael Thumann: Sie leben in der Sybelstraße im russischen Berlin der Gegenwart. Vor neunzig Jahren lebten hier russische Schriftsteller, Adlige, jüdische Kaufleute, Maler. Sehen Sie sich als deren Erbe?

Wladimir Sorokin: Ich folge wohl einer großen Tradition, die Russen lieben Berlin schon lange. Aber ich unterscheide mich von den Emigranten der zwanziger Jahre darin, dass ich hier freiwillig bin, nicht gezwungenermaßen. Sie mussten für immer gehen. Emigration ist etwas ganz anderes.

[— Вы сегодня живете на Сибельштрасе, в российском Берлине. Девяносто лет назад тут жили русские писатели, аристократы, еврейские купцы, художники. Ощущаете их наследие?



— Я, вероятно, следую большой традиции, россияне любят Берлин в течение долгого времени. Но я отличаюсь от эмигрантов двадцатых, ибо я здесь добровольно, не по принуждению. Они отправлялись сюда навсегда. Эмиграция это совсем другое.]





Дмитрий Быков:
> Похоронен он [Азеф], насколько я помню, в ШВЕЙЦАРИИ где-то в БАЗЕЛЕ, но это можно уточнить.
> ...доживал свои последние годы в ШВЕЙЦАРИИ, где и похоронен, с КОМФОРТОМ.

Википедия:
После начала Первой мировой войны Азеф разорился, так как все его средства были вложены в русские ценные бумаги. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, открыл в Берлине корсетную мастерскую. В июне 1915 года немецкая полиция арестовала его как бывшего русского секретного агента. Содержался в тюрьме Моабит, был освобождён только в декабре 1917 года. В тюрьме он заболел и 24 апреля 1918 года умер от почечной недостаточности в берлинской клинике «Krankenhaus Westend». Был похоронен в Берлине на Вильмерсдорфском кладбище в безымянной могиле за № 446. По некоторым данным, захоронение это сохранилось и до нашего времени.
…überheblich überlegen, übernehmen, übergeben, überraschen, überfallen…
DEUTSCHLAND, DEUTSCHLAND ÜBER ALLEN





————— https://dmitry-bykov.eu/ —————



HAMBURG — 17 сентября 2019 года — вторник — 19:00
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст
Rudolf Steiner Haus — Mittelweg 11-12, 20148 Hamburg
35 € — https://dmitry-bykov.eu/hamburgbilet



BERLIN — 20 сентября 2019 года — пятница — 18:00
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст
Blackmore's — Berlins Musikzimmer — Warmbrunner Str. 52, 14193 Berlin
35 € — https://gla-show.com/event/131



BERLIN — 21 сентября 2019 года — суббота — 16:00
«А о чем Гарри Поттер?» (лекция для детей 10+)
Blackmore's — Berlins Musikzimmer — Warmbrunner Str. 52, 14193 Berlin
?? € — скоро в продаже



ESSEN — 22 сентября 2019 года — воскресенье — 19:30
Творческий вечер
BürgerTreff Ruhrhalbinsel e.V. — Nockwinkel 64, 45277 Essen
35 € — https://dmitry-bykov.eu/essenbilet



MÜNCHEN — 25 сентября 2019 года — среда — 19:30
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — русский Фауст
Gasteig, Black Box — Rosenheimer Str.5, 81667 München
32 € — https://dmitry-bykov.eu/munchenbilet



MÜNCHEN — 26 сентября 2019 года — четверг — 17:00
«А о чем Гарри Поттер?» (лекция для детей 10+)
Einstein Kultur — Einsteinstr. 42, 81675 München
16 & 27 € — https://dmitry-bykov.eu/pottermunchen



STUTTGART — 28 сентября 2019 года — суббота — 18:00
Творческий вечер
Bürgerhaus Rot — Auricher Straße 34, 70437 Stuttgart
35 € — https://dmitry-bykov.eu/stuttgartbilet
Дмитрий Быков

Дмитрий Быков


далее > 556 фотографий (из них 67 с Быковым)

Первый сезон Всероссийского литературного конкурса «Класс!»
Я К ВАМ ПИШУ — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня ПРЕЗРЕНЬЕМ НАКАЗАТЬ.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
ВЫ НЕ ОСТАВИТЕ МЕНЯ.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть В НЕДЕЛЮ РАЗ
В ДЕРЕВНЕ НАШЕЙ видеть вас,
Чтоб только СЛЫШАТЬ ВАШИ РЕЧИ,
ВАМ СЛОВО МОЛВИТЬ, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... НИЧЕМ МЫ НЕ БЛЕСТИМ,
Хоть вам и рады простодушно... © АСП

«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©

* * *

««Сегодня [вчера] у Николая Руденского, большого почитателя вашего таланта, день рождения. Наверняка он празднует и поэтому не прокомментировал ни одного вашего высказывания. Как относиться к столь пристальному вниманию к вашей персоне с его стороны?»

Ну любовь — иррациональная вещь. Когда тебя кто-то любит и пристально за тобой следит, всегда надо за это благодарить. Николай, поздравляю вас от души, и я рад, что я как-то скрашиваю, как мне кажется, вашу жизнь, добавляю в нее непредвиденных эмоций
».

Спасибо уважаемому Дмитрий Львович Быков за поздравление — и восполняю упущенное.

Он говорит:

«Понимаете, нет ни одного лидера двадцатого века, которого не называли бы палачом собственного народа. Ну, может быть, Гавелу повезло после Бархатной революции. А так, в принципе, в диапазоне от Ленина до [Бетала] Калмыкова, при всем их различии, нет ни одного лидера, который не был бы в глазах части потомков палачом собственного народа».

Мне кажется, что диапазон от Ленина до Калмыкова не так уж широк и далеко не все лидеры двадцатого века в него укладываются. И я не слыхал, например, чтобы Махатму Ганди или Мартина Лютера Кинга называли палачами своих народов.

«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©


ПСС Дмитрия Львовича в FACEBOOK'е
Дмитрий Быков

Дмитрий Быков

Дмитрий Быков


отсюда

Объявление победителей первого сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!»
// V-й книжный фестиваль «Красная площадь», 2 июня 2019 года
8th-Jun-2019 08:53 am - Про хэппи-энды

"Эхо Москвы" // Один // 7 июня 2019 года
7th-Jun-2019 01:08 pm - Про бессмертие

"Эхо Москвы" // Один // 7 июня 2019 года

"Эхо Москвы" // Один // 7 июня 2019 года
«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©

* * *

«С песней шагает простой человек, Сталин и Мао слушают вас»

Этот текст изготовить без лишней раскачки мне со всей категоричностью велел проф. Игорь Яковенко (Igor Yakovenko)

Мой любимый лирический герой Дмитрий Львович Быков поставил вопрос (передача «Один», «Эхо Москвы», в ночь на 31 мая с.г.) о том, почему сталинские чистки подрубили Россию, а Великая Пролетарская Культурная революция Мао (официальное название, сокращу его до ВПКР) создала предпосылки для Великий реформ Дэн Сяопина и нынешнего китайского спурта.

Давайте вспомним, что было такое ВПКР (1966-1976, но реально — до свержения второго лица в партии маршала Линь Бяо и антиконфуцианской кампании после 1971).

При всей условности аналогий, это как если бы Ленин оправился после удара 1922 года и в конце 20-х вместе с Троцким стал бы уничтожать НЭП, сместив «каппутистов» [термин Мао — «идущие по капиталистическому пути»] Бухарина, Рыков и Сталина.

Главная разница: Сталин ненавидел деревню, крестьянство (русско-украинско-беларуско-казачье — в первую очередь), поставил своей задачей его уничтожить и во-многом преуспел, а Мао — считал деревню оплотом не просто народа, но и революции.

Тут разница в том, что в Гражданскую войну большевики опирались на городской пролетариат в борьбе и с деревней тоже (продразвёрстка), а Мао в борьбе с Чан Кайши, которого поддерживали города, опирался на деревню. Поэтому в СССР коммунистическая социализации — это «оправить повариться в рабочем котле», а в КНР «учиться у народа» — это отправка в деревню, в коммуны (колхозы).

Большевики раскололи деревню, опираясь на комбеды и стравив крестьянство. Маоисты уничтожили миллионы помещиков и деревенских ростовщиков (у которых в кабале было целые поколения) и этим снискали огромную поддержку в среднем очень бедной китайской деревне. Потом эту традицию публичной резни ростовщиков и богатеев конца сороковых возродили в нынешнем Китае в борьбе с коррупционерами.

Во время ВПКР было уничтожено и репрессировано («лагеря для перевоспитания», ссылка коммуны в отдалённые горные районы) множество членов партии. Но это были «старые революционеры», ставшие за два десятилетия циничной самодовольной номенклатурой — социальный слой, который сколько не уничтожай, всё мало…

Но Мао опирался на аналог советской «объединённой левой оппозиции» (студентов-троцкистов и тех «зиновьевцев», кто уже в конце 20-х называл сталинский режим «фашистским» — пример дуче был рядом), т.е. на комсомольцев и коммунистов с ценностями, тех самых, ифлийцев [Институт философии, литературы, истории], которых Быков воспевает как некую мессианскую когорту, призванную возродить советский проект, а Сталин именно уничтожал носителей ценностей и выдвигал циничных приспособленцев.

Китаю очень помогло, что после «организованной властью смуты» (как была названа ВПКР в решениях Съезда КПК 1981 года) не было мировой войны, подорвавшей демографический и интеллектуальный ресурсы, и второй волны голода.

Напротив, уже через 10 лет после завершения ВПКР было широчайшее открытие миру и огромное экономическое раскрепощение и даже поощрение малого и мельчайшего бизнеса, особенно, производительного, самозанятого населения.

Китайская интеллигенция, ставшая жертвой ВПКР, была беспартийной, поэтому её мало убивали, в основном сослали в глубинку «учиться у народа»…

Там сосланные сперва мыли хлев, но потом уже пробирки, а потом и учительствовали. И в конце 70-х удалось вернуть в строй интеллигенцию.

И ставших ненужными хунвейбинов не сгноили на лесоповале и на шахтах, но лишь превратили в колхозников (но не унижали — они ведь не враги, а просто немного заблудшие свои). Не было советской опоры на «социально-близких» уголовников.

Поэтому к началу развёртывания знаменитых Четырёх модернизаций у Дэн Сяопина были вернувшиеся в города ещё крепкие молодые люди (30-35 лет), не сломленные и не затравленные, которым дали все возможности для социализации, включая поощрение производительного предпринимательства, и интеллигенция, вокруг которой был вновь создан конфуцианский культ.

Это как роспуск в 1962 году в СССР колхозов и возвращение НЭПа, при полном снятии железного занавеса и дружбе с Западом в стиле конца 80-х…

«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©



Дмитрий Быков в программе ОДИН от 7-го июня 2019 года:

«Прочитал книгу Льва Данилкина «Ленин: Пантократор солнечных пылинок». Чтение познавательное и [нужное.] Личность вождя вызывает интерес и уважение. Но почему Россия, разбуженная [этим] гением, снова погрузилась в родное болото?»

Вот с вами бы многие не согласились. Я, кстати, думаю, что надо, конечно, почтить память Евгения Ихлова (или ИхлОва). Я не знал его совсем. Царство ему небесное. Это был замечательный правозащитник, очень яркий публицист. Не далее как вчера я использовал его ответ мне… ну, вот на мой вопрос «Почему маоизм не так подточил Китай как русская коллективизация?» Он очень интересно и изобретательно ответил. Спасибо. Я в своём очерке о Мао как раз цитировал его ответ вот ровно в тот момент, когда пришло известие о его скоропостижной и прямо за рабочим столом смерти. Так вот главным пунктом моих расхождений и с Ихловым и с его другом, слава богу, здравствующим — Михаилом Эпштейном, и со многими их коллегами и единомышленниками было как раз отношение к советскому проекту, и к соотношению русского и советского в этом проекте. Вот естественно, что для Данилкина, да, может быть, отчасти и для меня Ленин, скорее, пытался подтолкнуть Россию к прогрессу, нежели к регрессу. <…>
Расписание предстоящих лекций и встреч Дмитрия Быкова


когда
во сколько
город что
где
цена
8 июня
суббота
19:00
Москва Дмитрий Быков: презентация сборника «Бремя чёрных»

Московский Дом книги, Литературное кафе, 2-й этаж — ул. Новый Арбат, д.8
вход свободный
8 июня
суббота
21:00
Москва «На самом деле мне нравилась только ты». Стихи о любви

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.950 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
9 июня
воскресенье
12:00
Москва Дмитрий Быков (лекция): «Алиса в стране взрослых и детей»

лекторий «Прямая речь» — Ермолаевский переулок, д.25
1.750 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
12 июня
среда
19:00
New York Дмитрий Быков (лекция): «Разведчик как русский национальный герой»

Verus Real Estate — 346 West 72nd Street, NY 10023
$81.58 — $97.54
22 июня
суббота
??:??
Downsville, NY JetLAG 2019: Dmitry Bykov

Peaceful Valley Campsite — 486 Banker Rd
?? USD
6 июля
суббота
21:00
San Presto, Provincia di Perugia Дмитрий Быков: поэтический вечер

арт-поместье Incantico — Frazione Porziano, 95, 06081 Assisi PG
50 Euro
9 июля
вторник
21:00
San Presto, Provincia di Perugia Дмитрий Быков: поэтический вечер

арт-поместье Incantico — Frazione Porziano, 95, 06081 Assisi PG
50 Euro
12 июля
пятница
19:30
Москва Людмила Улицкая + Дмитрий Быков: «О теле души» (литературный фестиваль «ВСЛУХ»)

«Гоголь-Центр» — ул. Казакова, д.8
от 1.000 руб. до 3.500 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
13 июля
суббота
16:00
Москва Литература про меня: Алена Долецкая + Дмитрий Быков (литературный фестиваль «ВСЛУХ»)

«Гоголь-Центр» — ул. Казакова, д.8
от 1.000 руб. до 3.500 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
13 июля
суббота
19:00
Москва Дмитрий Быков: «На самом деле мне нравилась только ты» Главные стихи (литературный фестиваль «ВСЛУХ»)

«Гоголь-Центр» — ул. Казакова, д.8
от 1.000 руб. до 3.500 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
14 июля
воскресенье
13:00
Москва «Алиса в стране взрослых и детей» (12+, литературный фестиваль «ВСЛУХ»)

«Гоголь-Центр» — ул. Казакова, д.8
от 1.000 руб. до 2.500 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
14 июля
воскресенье
16:00
Москва Дмитрий Дибров + Дмитрий Быков: «Антропология 2.0» (литературный фестиваль «ВСЛУХ»)

«Гоголь-Центр» — ул. Казакова, д.8
от 1.500 руб. до 3.000 руб., онлайн-трансляция — 1.000 руб.
31 июля
среда
20:00
Одесса Дмитрий Быков: лекция

«Зелёный Театр» — ЦПКиО им. Т. Г. Шевченко2
благотворительный взнос от 50 грн.
7 августа
среда
20:00
Одесса Дмитрий Быков: чтения

«Зелёный Театр» — ЦПКиО им. Т. Г. Шевченко2
благотворительный взнос от 50 грн.



6 июля 2019 года — суббота — 21:00
+
9 июля 2019 года — вторник — 21:00

билеты: 50€ (+ 40€ гидам)
бронирование билетов обязательно

арт-поместье Incantico

Google Maps: Frazione Porziano, 95, 06081 Assisi PG

https://www.colortrip.ru/incantico2019

info@incantico.com / Tel.: 075 802438 / Cell.: 334 7303108 + 340 7370072 anche WhatsApp
«Если уж говорить о Дмитрии Львовиче Быкове» ©


Длинная дорога Леонида Леонова

Среди выдающихся писателей XX века Леонид Леонов занимает не последнее место.

Однако после смерти автора судьба его произведений оказалась трудной. К забвению у широкого круга читателей добавились попытки перетолковать творчество Леонова в ложном свете. Сегодня, в день 120-летия со дня рождения великого писателя, необходимо встать на защиту его памяти.


Торжество беспамятства

У жителя современной России нет прямых путей к русской литературе. Связующим звеном ещё остаётся школа, но с каждой новой реформой эта тропка становится всё уже. Всё труднее человеку нащупать её, чтобы, преодолевая колючие заросли и топкие трясины эрзац-культуры, выйти на прямую и светлую дорогу любви к родному слову.

Отказ от социализма обернулся забвением огромного числа имён и вымыванием целых пластов культуры. Одним из тех великанов, которых пытаются задвинуть в пыльный угол беспамятства, является Леонид Леонов. Сегодня его имя почти забыто, хотя по своему таланту он уступает в XX веке разве что Шолохову и Горькому. «Он, Леонов, очень талантлив, талантлив на всю жизнь и — для больших дел», — писал последний ещё в начале 1930-х годов, добавляя, что Леонов продолжает дело классической русской литературы. А вот мнение младшего современника писателя — Юрия Бондарева: «На таких мастерах, как Леонов, держится и русская, и европейская культура».

Впрочем, Леонова нужно спасать не только от забвения. В последние годы наметилась тревожная тенденция, связанная с искажением его творческого наследия. Ведущую роль в этом играет небезызвестный Дмитрий Быков. Человек, ненавидящий социализм и призывающий реабилитировать генерала Власова, объявлен в современной России главным специалистом по советской литературе. За последние годы Быковым изданы биографии Пастернака, Маяковского, Горького и сборники с претенциозными заголовками «Советская литература. Краткий курс» и «Советская литература. Расширенный курс». Добавьте к этому беспрестанное мельтешение Быкова по телеканалам и печатным изданиям — и картина будет полной.

Главная опасность в том, что Быков, по сути, создаёт новый взгляд на словесность прошлого века. Нет, формально он отдаёт должное и Горькому, и Маяковскому, и тому же Леонову, называя их великими мастерами. Но с восхвалениями чередуются мысли-вирусы, заряженные на сомнение и даже отвращение к личностям писателей. Говоря о Леонове, Быков называет его «плохим человеком». Для объяснения своего категоричного вердикта автор приводит скользкие анекдоты сомнительного происхождения. А это автоматически напитывает ядом все последующие утверждения. Например, такое: «Это был… писатель без идеологии, с одной огромной и трагической дырой в душе».

Чтобы хоть как-то обосновать свои слова, Быков безапелляционно заявляет, что собственные мысли Леонов вкладывал в уста отрицательных персонажей. Уловка дьявольски хитрая. Она способна запятнать любого писателя, вывернув наизнанку всё его творчество, а заодно и личность. Отождестви Шекспира с Яго, Достоевского — со Смердяковым, и — мели, Емеля! — можно поставить с ног на голову всю мировую культуру, поменяв местами чёрное и белое, добро и зло. Тем важнее сегодня защитить Леонова, возвратив правду о нём широкому кругу читателей.

Read more...Collapse )


«Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о Дмитрии Львовиче» ©


видео > смотреть с 28:26

<…>

[Александр Генис:]
— Вы знаете, здесь недавно выступал (на вашем месте сидел) Дмитрий Быков, с которым мы говорили примерно на ту же тему — о ностальгии. Я его прямо спросил: «Вот вы когда хотели бы жить: в советское время или сегодня?» Он говорит: «Конечно, в советское время!»

[Михаил Эпштейн:]
— Боже мой.

[Александр Генис:]
— «Несравненно было лучше, чем сегодня».

[Михаил Эпштейн:]
— Ну, это, может быть потому, что он не застал…

[Александр Генис:]
— «Нет (говорит), я застал, я видел родителей. Я знаю, что тогда были хорошие намерения и плохие результаты. А теперь и намерения плохие, и результаты плохие». Что вы скажете по этому поводу?

[Михаил Эпштейн:]
— У нас с ним была полемика достаточно обширная в [20]11-м году, ещё до Крыма. И мне такая позиция совершенно не близка. Потому что с точки зрения Дмитрия Быкова, которого я вполне почитаю как поэта, писателя…

[Александр Генис:]
— И смелого человека.

[Михаил Эпштейн:]
— Воспитателя и смелого человека, безусловно. Но его «тотальгия» по Советскому Союзу мне совсем не близка, и его аргумент, что дескать сильное злодейство, красочное злодейство сталинского или гитлеровского типа, оно приносит большие духовные плоды, что вот Достоевский был на каторге…

[Александр Генис:]
— Солженицын тоже.

[Михаил Эпштейн:]
— …и уничтожил пол русской литературы, и это для неё благо. Я этих аргументов совершенно не воспринимаю. Ну, потому что они оправдывают на самом деле возвращение к…

[Александр Генис:]
— К террору.

[Михаил Эпштейн:]
— …терроризму, террору, да? Чем больше террора, тем больше как бы мы вдохновляемся и создаём нетленные ценности. Не знаю. На мой взгляд, всё, что осталось от советской литературы, настолько ничтожно в сравнении с тем, что она могла бы — эта литература — создать…

[Александр Генис:]
— Если бы её не убили, европейскую...

[Михаил Эпштейн:]
— …да, и что создала в это время европейская, американская литература — не убитая, не попавшая в концлагеря. Так что нет никакого…

[Александр Генис:]
— Я думаю, что всё, что возникло, возникло не благодаря, а вопреки.

[Михаил Эпштейн:]
— Вопреки, конечно.

[Александр Генис:]
— Без всякого сомнения.

[Михаил Эпштейн:]
— Как мы можем благодарить, я не знаю там, Сталина за то, что Булгаков или Мандельштам написали то, чем они остались?

<…>


Михаил Эпштейн: У нас с ним была полемика достаточно обширная в [20]11-м году, ещё до Крыма



Михаил Эпштейн («НГ ExLibris», 27.10.2011): Масштаб и вектор

Дмитрий Быков («Новая газета», №123, 02.11.2011): Чума и чумка

mikhail_epstein («LiveJournal», 02.11.2011): О благотворности абсолютного зла

mikhail_epstein («LiveJournal», 05.11.2011): «Итак, — хвала тебе, Чума...» Спор о тоталитаризме

Михаил Эпштейн («Новая газета», №126, 11.11.2011): «Итак, хвала тебе, Чума...»



АНОНС ПРОГРАММЫ «ОДИН» С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ

задать вопрос к эфиру можно на сайте ЭХА или по электронной почте dmibykov@yandex.ru

чтобы не повторять вопросы — все выпуски программы ОДИН на ОДНОЙ страничке


.mp3

БЫКОВ И ДЕТИ (5-й сезон)

2019.05.15 день 1-й «'Война и мир' Льва Толстого» (видео продаётся здесь)
2019.05.22 день 2-й «'Обломов' Ивана Гончарова» (видео продаётся здесь)
2019.05.29 день 3-й «'Капитанская дочка' Александра Пушкина» (видео продаётся здесь)




расценки лектория «Прямая речь» на видео:

• онлайн-трансляция — 1.000 руб.

• 1 месяц доступа к видео-архиву — 1.750 руб., 3 месяца — 3.950 руб., 6 месяцев — 6.300 руб.
рубрика «Персона»

Павел Лунгин: Между войнами русский характер портится

В июле режиссеру, сценаристу и продюсеру Павлу Лунгину исполнится 70 лет. Только что его четырнадцатая режиссерская работа — фильм «Братство» — со скандалом прорвалась на экраны, хотя о чем было скандалить, теперь, после просмотра фильма, недоумевают почти все. Часть «афганцев» увидела в картине клевету. Другая часть, напротив, Лунгина горячо поддержала.

Сам режиссер во время обсуждения фильма в Госдуме довольно резко посоветовал депутатам не лезть в искусство своими лапами, потому что сами они ни делать кино, ни разговаривать с молодежью не умеют. Как ни парадоксально, сторону режиссера взял министр культуры, заявивший, что министерство не видит оснований отзывать у картины прокатное удостоверение. Он только посоветовал выпустить фильм в прокат не в День Победы, а 10 мая, что и было исполнено.


У самого Лунгина эта история вызвала примерно ту же реакцию, которую он транслирует в лучших своих фильмах, — смесь ужаса и веселья.

«Гэбэшник был и вправду трогательный дядька»

— Павел Семенович, после «Братства» я наконец понял, про что вы всю жизнь снимаете.

— Во-первых, я снимаю не всю жизнь, а последние 30 лет: поздно начал. А во-вторых, все-таки каждая следующая картина не похожа на предыдущую.

— И тем не менее все они о русском характере, а конкретно — о его склонности к черному юмору в экстремальных ситуациях.

— Пожалуй, верно. Притом что сам я человек сугубо мирный, меня восхищает русская способность демонстрировать лучшие качества именно в экстремальной ситуации, особенно на войне, поскольку война — вообще худшее, что может случиться. И напротив, между войнами, в периоды относительно спокойные и сытые, начинается зверство, нетерпимость и взаимная подозрительность. Русские — хорошие воины. Я бы даже сказал, прекрасные. И увы, плохие обыватели. Я бы даже сказал, ужасные.

— Как вы полагаете, этот характер цел?

— Цел и неизменен, куда он денется.

— Но претензия к фильму у меня есть, и серьезная. Зачем вам там понадобился идеальный сентиментальный гэбист в исполнении Кирилла Пирогова?

— Это едва ли не единственный абсолютно реальный персонаж. Картина выросла из разговоров с Николаем Ковалевым, из-за которого я и взялся делать этот фильм. Казалось бы, генерал армии, полтора года руководил ФСБ (собственно, передал Путину ключи от него), депутат… То есть он как бы всего достиг, и при этом он был трогательный, наивный человек, ничего в этой жизни не понимавший. Он очень удивлялся, например, почему у него не получается найти деньги на картину (а у него не получалось). Он вообще-то был хороший дядька. И болел, все чаще отлучался в Германию… Но когда Ковалев рассказывал про Афганистан, он вспоминал не какие-то там стратегические перемещения, а смешные маленькие истории, типа как прапор продал афганцам гранатомет, но не отдал, обманул, афганцы его за это украли. И теперь наши должны были его вызволять из плена. Все рассказы — с позиции маленького человека. И Кирилл Пирогов играет трогательного парня, который в финале отказывается пить с комдивом, уничтожившим из-за мальчика весь кишлак.

— У меня по картине ощущение, что эта война не была ошибкой. В том смысле, что она была СССР необходима — и потому логична.

— Ну, для СССР, для России на всем протяжении ее истории такие войны были необходимостью, да — ровно по той логике, по какой в 2014 году надо было поднять дух Крымом и Донбассом.

— Не дух, а рейтинг.

— Почему, именно дух в первую очередь. Это обычный российский выход из положения. Ну и подумали в политбюро, что сейчас — малой кровью, могучим ударом… А духа советского, подвыветрившегося, идеологии советской оказалось недостаточно для победы. Вот эти мусульманские горы, камни, неподвижные на много веков люди — пережали, передавили советское. И мы ушли. Как говорит там комдив: победили, но ушли. Насчет «победили» и вообще возможности там победить можно спорить. Но большинство воевавших там считают, что их предали.

— Этот комдив, как я понимаю, срисован с Громова?

— Боже упаси. Я никогда Громова не видел, но знаю, что он черноволосый. Кищенко — светловолосый, лысеющий, сходство самое отдаленное.

Read more...Collapse )


P.S. Это интервью Лунгин давал накануне операции на сердце. Операция, в общем, рутинная, но все равно же нормальный человек боялся бы, откладывал все встречи и уж точно не стал бы принимать журналиста. А Лунгин как ни в чем не бывало гордился успехами медицины:

— Ты представляешь, что они творят? Они через вену в ноге вводят инструмент, доводят до левого предсердия, там он раскрывается и что-то прижигает — и аритмия исчезает. И все это тебе показывают по телевизору!

Сейчас все уже благополучно раскрылось, прижгло и покинуло организм, но другой человек боялся бы, а этот — нет. Мы за него от души радуемся и считаем, что это тоже важная черта к его характеристике. Яйца есть, как сам он выразился о своем первом фильме.

Дмитрий Быков в программе ОДИН от 18 сентября 2015 года:

<...> Честно вам скажу: я не большой любитель кинематографа, скажем, Павла Лунгина (хотя сам Павел Лунгин — человек довольно симпатичный), но мне кажется, что об отчуждении тоже на примере как раз двух мужчин довольно динамично рассказано в «Луна-парке», а особенно в «Такси-блюзе», конечно. <…>


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 2 декабря 2016 года:

«Нравится ли вам Павел Лунгин? Какие фильмы больше?»

Мне очень нравится Павел Лунгин просто как человек. Он правильно сказал, что с него списан Карлсон в переводе его мамы. Как раз Лиля Лунгина очень точно придала Карлсону в переводе какие-то черты и словечки толстого, авантюрного и весёлого Лунгина. Но нравится ли он мне как режиссёр? Нет, не нравится. Я очень люблю некоторые его картины. Кстати, совсем не «Такси-блюз». Мне гораздо больше нравится «Луна-парк», если уж на то пошло. И мне интересны у него какие-то фильмы, но в целом он эклектичен очень как режиссёр, и он мне в этом смысле не очень нравится. Просто я люблю Лунгина как человека, и он мне всегда интересен. Он очень умён. И «Царь» замечательная в своём роде картина, но там ещё, конечно, грандиозный сценарий Иванова и потрясающая работа Янковского, там о многом можно задуматься. Но в целом мне представляется, что он как человек, как сценарист, как явление умнее своих фильмов, которым вредит, на мой взгляд, полное отсутствие стиля.


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 10 марта 2017 года:

«Как вы относитесь к Лунгину?»

Ну, имеется в виду не Семён, видимо, а Павел Семёнович. Я люблю Лунгина как человека. К фильмам его я отношусь сложно, большинство представляется мне имитацией. Но мне очень нравится «Луна-парк», мне интересен фильм «Царь»… Вот спрашивают: как я отношусь к сценарию? В смысле — «Евангелие [Летоисчисление] от Иоанна», если я там не путаю опять же название. Ну, сценарий Иванова мне очень нравится — не меньше, чем картина. Хотя, по мнению Иванова самого, картина очень во многом отошла от его повести. Это естественная вещь. Мне интересен был фильм «Бедные родственники», но потом его эклектика меня скорее оттолкнула. Мне нравится… Естественно, некоторые эпизоды мне нравятся в «Такси-блюзе», хотя в целом тоже мне оба героя там одинаково несимпатичны. И кое-что нравится в «Луна-парке». Но как бы я ни относился к Лунгину в целом, он — режиссёр, не боящийся быть разным. И вот за это я очень его люблю. И не боится он рисковать.


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 9 мая 2019 года:

«Посмотрели ли вы «Братство» Лунгина?»

Ну откуда? Оно же еще не вышло пока. И меня не приглашали на премьеру. Это я без обиды говорю, но просто я не такой же сейчас активный кинокритик, я уж, скорее, литератор, хотя я с удовольствием его посмотрю. У меня к Лунгину очень сложное отношение. Я считаю его гениальным сценаристом, а режиссерские его работы вызывают у меня часто вопросы, примерно через одну.


Дмитрий Быков в программе ОДИН от 31 мая 2019 года:

«Как вы оцениваете первые шаги Зеленского на посту президента Украины?»

А это совершенно не мое дело. Давайте оценивать нашего президента. Нам же, наверное, будет обидно, если они будут оценивать нашего. Давайте каждый будет заниматься своим делом. Пока могу сказать, что эстетически это очень интересно. У меня в «Собеседнике» в следующий вторник выходит большое интервью с Лунгиным, которого я приветствую и поздравляю с тем, что хотя и совершенно рутинная операция (как он сам говорит: «Пустяковая»), но все-таки благополучно завершилась, и он благополучно вышел из больницы. Кстати, Павел Семенович, приветствую вас и поздравляю. Знаете, с таким мужеством давать интервью накануне операции может только железный человек. Слава богу, что все обошлось легко. Значит, я Лунгина спросил, как он оценивает этот уникальный украинский опыт, когда человек из кино, персонаж стал президентом. Он сказал: «Так ведь это же началось у нас, это первыми, как всегда, сделали мы. Героем общественного мнения стал Данила Багров». «Когда,— это рассказывает Сергей Бодров-старший,— Сергей Бодров-младший в наглухо застегнутом черном пальто проходит на стадион и спрашивает: «В чем сила, брат?» И двадцать тысяч глоток ревут: «В правде!»… Хотя правильный ответ — конечно, в джоулях или в ньютонах. Но мне-то кажется, что Данила Багров мог бы стать таким национальным героем, просто беда в том, что это человек пустой, его можно насытить любыми смыслами. И я думаю, что Сергей Бодров-младший сам боялся той силы, которую он разбудил. Именно поэтому он начал снимать «Связного» — картину совершенно другого плана, мистический триллер такой, христианский. Я думаю, что он сам боялся такого ощущения.

Read more...Collapse )
This page was loaded Jun 25th 2019, 9:36 pm GMT.